Философия культуры. Максимальный вариант. Человек как субъект культурно-исторического процесса, страница 2

Иначе говоря, своей предметно-преобразующей деятельностью индивид не только выполняет функции, определяемые социальной системой, но и творит общественные отношения и самого себя.  Это значит, что его предметно-преобразующая не может быть полностью выражена через ее предметные результаты и тем самым сведена к сумме или даже системе отдельных действий, хотя и осуществляется через них. Она невыводима из утилитарно-прагматической взаимосвязи человека с окружающим его объективным миром, ориентированном на цели потребления, потому что суть деятельности и соответственно культуры не в потреблении, а в созидании.  Следовательно, деятельностная связь человека с природой состоит не просто в подчинении ее своим целям, а в полагании своих целей, в целеполагании.

Целеполагание есть выход за пределы, определяемые естественной необходимостью, равно как и преодоление ограниченности уже известных, выявленных и в этом смысле устойчивых связей объекта.

Здесь обнаруживается противоречие: человек, будучи продуктом общественного развития, может формулировать цель, лишь исходя из аккумулированной традицией исторически накопленного опыта. С другой стороны, реализация полагаемой в деятельности цели требует выхода за пределы этого опыта. Поэтому в процессе целеполагания человек и сам оказывается в ситуации неопределенности, т.к. полагаемые им новые взаимосвязи объекта являются новыми и для него самого.

Полагание цели не является произволом субъекта относительно объекта. И сама цель, и действия субъекта по ее реализации должны быть соотнесены с объектом, соразмерны ему. Иначе говоря, предвидимый в цели результат предстает здесь в качестве проблемы, разрешение которой происходит как развитие самого человека, его формирование как субъекта, способного постигать собственную меру объекта и действовать в соответствии с этой мерой.

Такое развитие не может быть обеспечено наличным составом результатов общественного опыта. Оно  требует расширения и углубления опыта, его переход из результативно-предметной формы в форму деятельности, его распредмечивание, которое и представляет собой механизм формирования способностей индивида использовать предшествующий опыт для выработки способов его развития.

Следовательно, целеполагание в деятельности есть процесс становления универсальности самого человека, который развитие своей собственной сущности выдвигает в качестве универсальной цели преобразования природы. Цель поэтому формулируется им не в образе предмета, удовлетворяющего потребность, а в образе предвидимого результата созидательной деятельности. Такой результат еще на стадии образа обращен на формирование субъекта деятельности, предстает как проблема создания новых способностей индивида, развитие его общественной, деятельностной сущности, т. е.  в конечном счете развития самого общества. Иными словами, развитие новых способностей становится основанием дальнейшего постижения человеком объективного мира, т.е. обогащения мира человеческого.

Будучи включенным в процесс деятельности, труд человека предстает в ином, чем просто производство потребительных или меновых стоимостей, в качестве  - как реализации деятельностных,  творческих  потенций человека, т.е. его общественной сущности, как реальное бытие культуры. Более того, в этом случае и потребление не ограничивается предметно-результативными формами продукта, его присвоением (или усвоением), а оказывается содержательным освоением воплощенных в этом продукте человеческих сущностных сил. Иными словами, оно выступает как обогащение, раскрытие индивидом его собственной деятельной самореализации в качестве субъекта социально значимого творчества.

Рассмотренная под этим углом зрения предметно-преобразующая деятельность (труд) предстает как конкретно-историческая реализация общественной сущности человека, направленная на освоение им окружающего мира, как его самоосуществление в этом мире. Это и есть характеристика содержательно-всеобщего труда. Она непосредственно смыкается с собственными определениями  культуры.

Важные моменты:

1)субъект предметно-преобразующей деятельности выступает при этом как целеполагающий субъект.