Культура как объект познания. Всеобщий труд как субстанция культуры, страница 3

Культура есть результат человеческого труда, и поэтому в последнем следует искать "субстанцию культуры", ее материальный источник. Речь идет не просто о труде, создающем потребительную стоимость, и не об абстрактном труде, представляющем собой "субстанцию стоимости", а о какой-то еще очень важной стороне труда, которая находит воплощение в культурной ценности предмета. Обнаружить эту сторону труда и составляет главную задачу при объяснении сущности культуры.

2. Всеобщий труд как субстанция культуры

Труд создает культуру не только тем, что вообще что-то производит. Труд есть не просто производительная, но общественно-производительная сила, способная создавать не только вещественное богатство, но и самого человека во всем многообразии его общественных связей и отношений (человеческое богатство). Труд всегда является  общественным, даже если он выступает как индивидуальный труд (например, художник).

В процессе труда люди соединяются с объективными условиями и вступают в определенные отношения друг с другом. По своей социальной форме труд может быть, например, рабским, крепостническим, наемным или свободным от внешнего принуждения. В этих формах он способен создавать культуру, накладывая на нее определенный социально-классовый отпечаток. Это определяется не самой по себе социальной формой труда, а присущим им всем общественным содержанием.

В процессе труда не только создаются полезные предметы, но и воспроизводится общественная связь между  людьми. В продукте труда, обладающем культурной ценностью, закрепляется определенное общественное отношение. Каждый продукт обменивается на другой. Выравнивание происходит благодаря наличию меновой стоимости, субстанцией которой является  абстрактный труд. Он безразличен к конкретному содержанию труда. Это предельно обезличенный труд. Поэтому и связь, создаваемая таким трудом, есть обезличенная, абстрактно-стоимостная связь. Она выступает как независимая от индивидов, господствующая над ними, исключающая их индивидуальность.  Будучи источником общественной связи лиц, труд в этих условиях обладает характером общественного, или всеобщего труда, но он предстает не в конкретной, а в абстрактной форме. Абстрактный труд придает продукту характер стоимости, но не определяет его культурной ценности.

"Абстрактно человеческий труд" и "всеобщий труд" фиксируют общественное содержание труда, хотя и с противоположных сторон. В отличие от абстрактного труда во всеобщем труде общественное содержание не противостоит его конкретному содержанию, а находится с ним в единстве. Так, научное открытие и изобретение обладают всеобщей общественной значимостью не в отрыве от своего конкретного содержания, а благодаря ему. Точно так же художественное произведение представляет всеобщий интерес в силу своей особенности, уникальности, ни к чему не сводимой конкретности. Всеобщий труд, стало быть, есть качественная характеристика общественного труда, фиксирующая его способность создавать общественную связь через производство определенного, конкретного продукта труда. Сквозь продукт всеобщего труда проступает лицо создавшего его человека (художника, писателя). Но это не обязательно духовный труд. Это может быть и труд по созданию материальных вещей. Всеобщий труд противостоит не материальному, абстрактному труду в сфере как материального, так и духовного производства. Общее между ними состоит в том, что оба они производят общественное отношение. Но если абстрактный труд безразличен к своему конкретному содержанию, то всеобщий труд неразрывно связан с этим содержанием. Он производит общественную (всеобщую) связь в форме конкретного продукта деятельности, который при ближайшем рассмотрении и предстает как предмет культуры.  За предметными формами культуры стоит человек.