Культура как объект познания. Всеобщий труд как субстанция культуры

Страницы работы

Содержание работы

Философия культуры. Максимальный вариант.

Лекция 3. Культура как объект познания

1. Принцип материализма в понимании культуры

2. Всеобщий труд как субстанция культуры

3. Принцип историзма в познании культуры

1.Принцип материализма в понимании культуры

Культура – объект особой сложности. Это неприродный объект, отличающийся от мира  натурально существующих вещей. Отличительная черта неприродных объектов – несводимость к эмпирически фиксируемым вещественным свойствам своих предметных выражений. В них нет "ни грана вещественности". Культура – объект, существующий в определенной материи, но сам по себе нематериальный. В то же время это его нельзя считать и идеальным объектом наподобие тех, которые существуют в математике.  Эти последние есть  доведенные до логического предела свойства природных тел. Культура же характеризует предмет с той его стороны, с какой он целиком зависит от человека, имеет субъектный, т.е. исходящий от человека, источник происхождения.

Не будучи природным объектом, культура  существует в виде определенной совокупности предметных образований. Эмпирически отличить естественные тела от искусственных объектов совсем несложно. Гораздо труднее дать этому различию теоретическое истолкование.

Свойства предмета культуры не вытекают из свойств природного материала.  Последние являются лишь упаковкой заключенного в предмете культурного содержания. Это содержание невозможно видеть, осязать, слышать. Оно дано нам косвенно, через чувственные проявления.

Такова, к примеру, природа слова. Содержание слова есть идеальный образ, форма существования – комплекс звуков.

Итак, сложность анализа неприродного объекта состоит в том, что он не может быть воспринят вне своей чувственно-предметной оболочки и в то же время не может быть сведен к ней.

Отсюда и вытекает философская проблема: как можно научно (т.е. объективно) познать неприродный объект, имеющий субъектный источник происхождения?  Или в другой форме: как возможна научная теория культуры?

Двойственная природа культурного объекта приводит к крайностям натурализма и идеализма. Натурализм предельно сближает явления культуры и объекты природы. Идеализм их противопоставляет. Натурализм трактует познание предметов культуры на манер естественнонаучного познания. Идеализм отрицает возможность такого познания. Но методы, пригодные для описания объективных свойств вещей, ничего не дают для понимания их бытия в качестве предметов культуры. К примеру,  египетская пирамида может быть описана как  строительная конструкция определенного вида и  размера, однако это ничего не дает для понимания пирамиды как явления культуры.

Но есть и более утонченная форма натурализма. Она состоит в том, что культурные свойства предмета трактуются не как вещественные свойства, а по аналогии с последними. Такова,  к примеру, семиотическая концепция культуры, таков же структурно-функциональный поход к анализу культуры. В них происходит перенос принципов познания вещественных свойств предмета на невещественные.

Идеализм истолковывает свойства культурного объекта не по аналогии, а по  контрасту с природным объектом. Культурный объект оказывается результатом трансцендирующего из себя сознания. Идеализм изобретает все новые способы изучения свойств этого сознания: аксиологические, символические, герменевтические и т.д., сводящиеся к различного рода процедурам описания и истолкования субъективно переживаемого опыта людей. Итак, натурализм игнорирует отличие предмета природы от предмета культуры, идеализм, усматривая своеобразие предмета культуры в актах сознания, делает невозможным познание культуры как объективно существующего явления.

Культура не есть вещь, но вместе с тем она есть нечто такое, что объективно присуще вещи.  Иначе говоря, она есть "чувственно-сверхчувственная вещь" – ее особый, не природный, а общественно данный способ ее существования.

В истории общественной мысли специфически культурное значение предмета было зафиксировано в понятии "ценность". Ценность – не сама вещь, а то ее значение для человека, которое она получает за пределами своего природного бытия. Культура, таким образом, оказывается предметным миром, взятым под углом зрения его человеческой значимости и ценности.

Проблема состоит не в признании ценностного характера культуры, а в уяснении того, что такое ценность. "Чем более универсальным средством объяснения всего и вся становится понятие ценности,  тем менее объяснимым феноменом становится  сама ценность".  (Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967. С.146-147).

Похожие материалы

Информация о работе