Философия Древнего Востока. Запад и Восток как социокультурные категории

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция 2.

Философия Древнего Востока

1.Запад и Восток как  социокультурные категории

2.Философия Древней Индии

3.Философия Древнего Китая

1.Запад и Восток как социкультурные категории

Особенности Востока.

Государство – элемент базиса – азиатский способ производства.  Отсюда:

1.Невычлененность  индивида из коллектива.

2.Слабость отдельных собственников.

3.Корпоративность.

4.Слабая классовая дифференциация.

Указанные факторы обусловливали  традиционализм Востока,  делали религию господствующей формой общественного  сознания, а касту жрецов – влиятельной социальной силой.

2.Философия Древней Индии.

Середина второго тысячелетия до нашей эры – вторжение ариев на север Индии. Они принесли с собой Веды.  Комментарии к  Ведам – брахманы,  комментарии к брахманам – упанишады (наставления). Брахманы – ритуальная сторона религии,  упанишады -  философия религии. Соединительное звено между ними – араньяки.

История индийской философии делится на следующие периоды:

1. Ведийский период (XV— VII вв. до н.э.) охватывает эпоху постепенного распространения культуры и цивилизации ариев. Выделяют четыре слоя ведийской литературы: самхиты, или собственно веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), представляющие собой сборники гимнов, брахманы, содержащие описания ритуалов и толкования текстов соответствующих вед, араньяки. («лесные книги»), предназначенные для размышлений лесных отшельников, и упанишады (буквально — «сидящий около» [ног учителя]) — полупоэтические и полуфилософские трактаты.

2. Эпический период (VI в. до н.э.—П в. н.э.) своим названием обязан грандиозным поэмам, окончательно оформившимся в это время: Рамаяна и Махабхарата. Развитие философской мысли в этот период можно представить в виде трех ступеней:

а) школы, отрицающие авторитет вед (джайнизм, буддизм и материалистическая школа чарвака-локаята) — VI в. до н.э.;

б) теистическая реконструкция Бхагавадгиты (часть шестой книги Махабхараты) и поздние упанишады — V—IVe. до н.э.;

в) школы, признающие авторитет вед и в большей или меньшей степени опирающиеся на тексты вед (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика) — Ш в. до н.э. —  II в. н.э. В этих школах начали разрабатываться классические индийские философские системы.

3. Период сутр и комментариев к ним (от III в. н.э.) характеризуется «сокращением» и обобщением наработанного различными школами материала. Сутры носили афористический характер, что вызвало необходимость комментариев к ним, причем комментарии нередко приобретали большее значение чем сами сутры.

В индийской философской традиции есть ряд общепризнанных и общеупотребляемых ключевых понятий. Прежде всего это понятие кармы (закона морального воздаяния), определяющей судьбу человека. Своеобразно сочетая понятия свободы и необходимости, уже упанишады учат, что человек сам связывает себя эгоистическими помыслами и делами; с другой стороны, закону кармы не подвержен тот, чьи поступки лишены заинтересованности, кто действует, имея в виду лишь высшую реальность. Понятие кармы непосредственно связано с учением о сансаре (цепи перерождений), которой подвержены существа в мире. Прерывание цепи перерождений или выход из сансары есть мокша (освобождение). Различные школы предлагали многообразные методы достижения мокши: жертвоприношения, аскеза, йогическая практика и др. Стремящемуся к освобождению необходимо прежде всего следовать установленным этическим нормам и дхарме (определенному образу жизни, пути жизни). Школы, признающие деление общества на четыре варны (брахманы — жрецы, кшатрии — воины, вайшьи —ремесленники, шудры — служители, низшая варна), считали, что данной варне соответствует определенная дхарма, и следование именно «своей» дхарме может привести в конечном итоге к освобождению

Похожие материалы

Информация о работе