Невербальные особенности коммуникации

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

думать, что способность к нелексическому общению свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица, направление взгляда и т. д. помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

Из результатов многих исследований следует, что при взаимопонимании собеседников через лексический канал поступает всего лишь двадцать пять процентов полного объёма информации. Весь остальной объём информации (семьдесят пять процентов) – это невербальная, нелексическая информация. То есть, наряду с лексическим восприятием, между людьми постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые реагируют их бессознательные уровни психики, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Причём без этих сообщений взаимопонимание собеседников невозможно.


1.  Невербальное общение

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов[1-3].

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, чего она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Некоторые животные живут в одиночку, например, медведи. Поэтому у них неразвит невербальный язык (например, мимика, положение ушей, оскал морды).

Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссёрами.

Цирковое искусство, которое является древнейшим видом искусства и из которого выделились все современные нам виды искусств: кино, театр, танец и т.д. а также и спорт, основано именно на практике невербального общения.

Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет – трудный познавательно-творческий процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм – неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.

Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

Следует отметить, что эмоционально-чувственная (интуитивная) составляющая в практике познания и творчества первенствует над рациональной (интеллектуальной). Однако эти две составляющие не противопоставляются друг другу, а составляют гармоничную целостность, без которой невозможна полнота познавательно-творческой деятельности

Похожие материалы

Информация о работе