Отчёт о проведении урока по теме: "Пересечение поверхностей геометрических тел плоскостями"

Страницы работы

Содержание работы

И.А. Коликов   ТО – 408

КЕЙС

Место действия – школа. Урок черчения. Продолжительность урока – 90 мин. Тема урока: пересечение поверхностей геометрических тел плоскостями. Главные персонажи: Учитель Наталья Львовна, ученики 9 класса. Число учащихся – 25 чел.

Прозвенел звонок и начался урок. Ученики быстро расположились по своим местам. Учитель начинает занятие. Он проверяет отсутствующих на сегодняшнем занятии и отмечает в журнале. Сегодня отсутствующих нет. Учитель напоминает, что учащимся было задано домашнее задание. Некоторые учащиеся сильно удивлены, некоторые – стыдливо прячут глаза. Один ученик встает и заявляет, что его домашнее задание съела собака. Слышаться смешки. Это уже не первый случай, когда он приходит неподготовленным. Похоже, что сегодня он вообще не будет работать.
(5 мин.)

Учитель пишет на доске тему занятия – «Сечение гранных тел проецирующими плоскостями». Начинается проверка домашнего задания. Домашним заданием было: нарисовать аксонометрические проекции геометрических тел (каждому ученику было выдано по одному телу, различные призмы и пирамиды). Ученики сдают свои работы. Двоих учеников приглашают к доске, чтобы они построили проекции выданным им геометрических тел. Приглашают ученика с первой парты. Он отказывается, объясняя свой отказ тем, что его многогранник съела собака. Слышаться смешки. В итоге, к доске выходят две девочки и быстро все рисуют. Учитель задает вопросы классу: с какими трудностями они столкнулись при выполнении этого задания. Девочки говорят, что это задание было легкое. В классе все кивают, соглашаясь. (10 мин)

Учитель сообщает, что к этому занятию ученики должны были подготовить все чертежные принадлежности, а также прочитать учебник (стр. 139 – 143 Тема – сечение гранных тел проецирующими плоскостями). Класс кивает, соглашаясь (не понятно с чем: с тем, что они должны были читать этот нудный учебник, или с тем, что они все-таки его читали). Проверка чертежных принадлежностей проходит успешно, несмотря на съеденную готовальню собакой одного из учеников (циркулем с ним решил поделиться его сосед по парте, хотя по-моему ученик принял такую помощь недружелюбно). У учителя подготовлены пять вопросов, для проверки понимания учениками нового материала: 1. Как располагается проецирующая плоскость по отношению к аксонометрическим поверхностям? (всегда перпендикулярна одной из них) 2. С чего начинается построение сечения? (с определения точек, принадлежащих секущей плоскости и ребрам многогранника) 3. Какова последовательность построения сечения? (построение секущей линии, определение точек, перенос точек на другие проекции, построение сечения) 4. Какие геометрические фигуры получаются в сечении многогранников? (плоские многоугольники) 5. Может ли при построении сечений в треугольной призме в сечении получиться треугольник, четырехугольник, пятиугольник? (3х, 4х – да, 5 – нет). Когда учитель начинает задавать вопросы, некоторые ученики прячут глаза, некоторые тянут руки. Учитель решает спросить подготовленных учеников, чтобы не занимать время на обсуждение малозначительных причин неподготовленности остальных (учитель определил для себя, что причиной, скорее всего, стала собака, съевшая учебники у доброй половины класса). Пятеро учеников отвечают на вопросы, остальные кивают, соглашаясь. (10 мин)

Учитель сообщает классу, что теперь они будут разбирать пример построения сечения. Он настоятельно рекомендует ученикам записывать за ним, в противном случае наказание будет суровым. Учитель следит за тем, как ученики записывают и зарисовывают все за учителем. Учитель рисует на доске шестигранную пирамиду в трех проекциях. Он рассказывает, что сначала строится секущая плоскость на главном виде, которая пересекает все ребра пирамиды. Затем расставляются точки пересечения этой линии с ребрами многогранника. Ученики записывают и зарисовывают за учителем (почти все: двое на задней парте играют в морской бой, а юный собаковод сломал циркуль соседа (зачем он ему понадобился!) и теперь пытается его починить). Учитель переносит точки сечения на другие проекции. Горизонтальные проекции точек сечения получаются с помощью линий связи, переносятся с фронтальной проекции на горизонтальную по правилу принадлежности. В результате в сечении будет шестиугольная фигура. Учитель говорит, что сечения любых геометрических тел строятся аналогично. Учитель хочет провести обобщающую беседу, просит задавать ему вопросы, хочет повторно объяснить малопонятные для учеников моменты. Но беседа не складывается, ученики утверждают, что им все понятно. Учитель решает проверить степень правильности усвоения учениками данной темы во время их самостоятельной работы. Учитель ходит по рядам и проверяет тетради учеников. В результате трое лоботрясов вынуждены быстро срисовывать с доски под угрозой получить двойку.
(20 мин)

Учитель просит старосту класса раздать задачники. За 30 минут ученики должны построить сечение фигуры в трех проекциях. У каждого ученика свой вариант задания (выбирается по задачнику). Ученики строят различные сечения проецирующих плоскостей (горизонтально, фронтально и профильно проецирующие) для различных многогранников (призмы: треугольные, четырехугольные, шестиугольные; пирамиды: треугольные, четырехугольные, шестиугольные). Учитель ходит по рядам. Если ученику что-нибудь не понятно, то он поднимает руку, учитель к нему подходит и помогает ему. Учитель выявлял ошибки, допускаемые учениками. В результате из 25 человек, он помог пятерым. 22 ученика выполнили задание полностью и сдали работу. Троим ученикам учитель не смог ничем помочь, лишь предложил лучше готовиться к занятию, читать учебник и слушать объяснения учителя (ведь пример был разобран!). Этим троим пришлось взять эту работу для выполнения дома (хотя учитель и сомневался: не съест ли и ее собака). (30 мин)

Пришло время для обсуждения результатов упражнения. Учитель оценил высокую успеваемость класса (22 работы из 25 сданы). Он выяснил, какие ошибки чаще всего допускали учащиеся (которые к нему обращались за помощью): начинали построение сечения без построения всех трех проекций (ведь для правильного построения сечения сначала необходимо правильно построить проекции), неверное выявление проекций точек сечения, неверный перенос точек с одной проекции на другую, неумение пользоваться правилом принадлежности и др. Обо всех чаще всего допускаемых ошибках он сообщил ученикам. Ученики усердно кивали.
(5 мин)

Учитель подвел итоги занятия. Он проанализировал успешность выполнения цели, сообщил ученикам, что все они научились построению сечения гранных тел проецирующими плоскостями, и т.д. Также он сообщил, что данные умения пригодятся им в дальнейшем обучении. (5 мин)

В конце занятия учитель сообщил о домашнем задании. Ученикам необходимо построить сечение для многогранников, выданных на прошлом занятии. Форма выполнения – лист А4, штамп – 15 мм. , масштаб – 1:2. Проецирующую плоскость выбрать самостоятельно. Тем, чей многогранник покоится в желудке у собаки, следует подойти к учителю и получить другой
(5 мин)

Похожие материалы

Информация о работе