Краткий конспект лекций по курсу «Ценообразование» (Темы 1-7: Механизм ценообразования в рыночной экономике. Тарифы на услуги и их применение)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ

ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГОМЕЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ

Краткий конспект лекций по курсу:

«Ценообразование»

Ст. преподаватель Приходько Т.В.

Гомель 2005

ТЕМА 1. МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

При изучении данной темы необходимо уяснить, что  цену  и рынок можно рассматривать как экономические категории,  обусловленные товарным производством. В данном  случае  рынок  выступает формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных  категорий: финансов, заработной платы, себестоимости, прибыли цены.

Наряду со стоимостной теорией цены и ценообразования существуют  и другие (теория рыночного ценообразования, теория предельной полезности, теория «регулируемого капитализма», монетаристская теория, модель «социального рыночного хозяйства»).

Играя важную роль в экономике, цены выполняют ряд  важных функций: балансирующую, планово-учётную, распределительную и перераспределительную и информационную.

Используемые в экономике цены  можно  классифицировать  по ряду признаков:

1) в зависимости от стадии товародвижения,  на  которой  они формируются: отпускная цена предприятия - изготовителя,  отпускная цена оптового предприятия, розничная цена.

2) по способу установления: регулируемые и свободные (договорные) цены.

3) в зависимости от принадлежности к товара к определённой отрасли народного хозяйства:  оптово-отпускные  цены  на  продукцию промышленности, закупочные цены на с/х продукцию, сметные цены  в строительстве тарифы на различные производственные (транспортные, ремонтные,  энергетического  хозяйства) и  непроизводственные (бань, фотографий, медицинские, юридические и т.д.) услуги.

4) виды цен с учётом условий поставки.

5) с учётом территориального распространения: единые (республиканские)  и местные (региональные) цены.

6) в зависимости от рынка, на который поставляется продукция: цены для внутреннего и внешнего рынка.

Цену любого товара, услуги можно представить в виде следующей схемы:

Себестои-мость продукции

Прибыль

предприятия

Косвен-ные налоги

Оптовая

(снабженческо-сбытовая) надбавка

Торговая

надбавка

Отпускная цена предприятий

Оптовая цена

Розничная цена

Задание для самостоятельной работы.

1.  Охарактеризуйте воздействие каждой группы факторов в  отдельности на динамику и особенности ценовой политики,  проводимой  фирмой.

Особые свойства товара

В

Политическая стабильность в стране

Мобильность производства

Н

В

Обеспеченность основными ресурсами

Ориентация на рыночные сегменты

У

Т

Н

Е

Масштаб государственного регулирования экономки и цен

Жизненный цикл товара, его длительность 

Р

Ш

Общий уровень инфляции

Организация сервиса

Е

Н

Характер спроса

Авторитет предприятия на рынке

Н

Н

И

Е

Совершенствование налогового законодательства

Реклама продвижения товара

И

Внешнеэкономическая политика государства

Е

Наличие и уровень конкуренции

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

И КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕНАМИ В РБ.

Для лучшего усвоения темы о государственном  регулировании и контроля за ценами, важно понимать, что свободное  ценообразование  в  условиях перехода к рынку должно сочетаться с государственным регулированием цен. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе: социальное неравенство и связанное с ним неравномерное распределение доходов, охрана окружающей среды, развитием социальных сфер общества. Государственное регулирование обычно  осуществляется в двух формах: прямое и косвенное. К косвенному  регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение и т.д. (антимонопольное законодательство, налоговая политика,  приватизация и разгосударствление, дотации и субсидии и т.д.).

Прямое регулирование цен  осуществляется  в  основном  тремя способами: путём установления "ценового пола " и "коридора цен", «ценового потолка».

Наибольшее распространение получила политика  "ценового  потолка", которая используется в  монополизированных  отраслях,  в крупных ситуациях, при установлении  цен  на  социально- значимую продукцию.

Разработанная и принятая правительством в 1999 году Концепция ценообразования   сочетает элементы централизованного управления процессом ценообразования с  политикой  сдерживания цен на местном уровне управления. Правовые основы государственной политики ценообразования. Сфера применения свободных и регулируемых цен, полномочия субъектов ценообразования были заложены в законе Республики Беларусь «О  ценообразовании».

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь:

-Республиканские органы государственного управления ;

-местные органы государственного управления;

-субъекты хозяйствования.

Проверкой правильности установления и  применения  цен  занимается также комитет государственного контроля, налоговые и  торговые инспекции, органы статистики.

Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при  реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводительных  документах свободную отпускную цену предприятия - изготовителя  или импортёра, ее количественные и  качественные  характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-бытовые  предприятия в документах должен отражаться размер оптовой наценки.

В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушения дисциплины цен. К нарушениям относятся:

-завышение (занижение) регулируемых государством цен;

-завышение (занижение) размеров налогов и неналоговых платежей или не включение их в состав цены;

-включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ;

-превышение оптовых и розничных торговых  надбавок  (скидок) при ограничении их уровня;

-реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации.

Органы ценообразования имеют право на применение экономических санкций за нарушение дисциплины цен, а также

Похожие материалы

Информация о работе