Программирование на языке Си. Разработка и отладка программ на персональном компьютере с использованием программного пакета Borland C++, страница 4

Константа

Формат

Примеры

символьная

Символ, заключенный в апострофы

‘A’, ’!’

целая

Десятичный: последовательность цифр, не начинающаяся с нуля

Восьмеричный: нуль, за которым следуют восьмеричные цифры

Шестнадцатеричный: 0x  или 0X, за которыми следуют шестнадцатеричные цифры

23,   69,   789

077,  023,  052

0xf5 ,   0X57

вещественная

Десятичный: [цифры].[ цифры ]

Экспоненциальный: [цифры]Е(е)+(-)[цифры ]

1.   , 2.54

5е6,  2.3Е-8,  5.67е-5

строковая

“Символы”

“hello”

Для удобства читаемости программы, быстрого изменения значения параметров в Си используются константы с символическим именем. Возможно два метода задания констант: типизированный и использующий макроопределения (макросы).

Константы на основе  макросов используют директиву компилятора #define, общий синтаксис которой:

#define имя_константы  значение_константы

Рекомендуется использовать заглавные буквы при наборе имени константы. Примеры макросов для представления констант:

#define  CHARACTER_B  ‘B’     // для символьных констант

#define  DAYS_IN_WEEK  7      // для десятичного числа

#define  NUMBER_HEX    0X10      // для шестнадцатеричного числа

Компилятор сам распознает тип константы. Этот метод задания констант считается в настоящее время устаревшим.

Вторым видом константы в Си является типизированная константа, общий синтаксис записи которой:

const тип_данных  имя_константы=значение_константы;

Примеры:

const char FIRST_DISK_DRIVE=’A’;

const int DAYS_IN_WEEK=7;

Допускается не указывать тип данных, тогда по умолчанию это будет тип int (целый):

const  DAYS_IN_WEEK=7;

3.2.2. Простые типы данных. В Си можно использовать различные типы данных для представления хранимой и обрабатываемой информации. Основными типами данных являются:

int – целый ;

char – символьный ;

float – вещественный (с плавающей точкой);

double –вещественный двойной точности;

По умолчанию int  и char  являются данными со знаком. При использовании их без знака , они записываются как  unsigned int и unsigned char .

Данные каждого типа занимают определенное количество байт памяти и могут принимать значения в известном диапазоне. В табл. 2 дан обзор основных типов данных.

Таблица 2

Простые типы данных

Тип данных

Размер, байт

Диапазон

char

1

-128…127

unsigned char

1

0…255

int

2

-32768…32767

unsigned int

2

0…65535

long

4

-2147483648…2147483647

unsigned long

4

0…4294967295

float

4

double

8

long double

10

Обратите внимание, что допускается записывать “длинное” целое  как long и unsigned long вместо полной записи long int и unsigned long int.

3.2.3. Переменные. Чтобы выделить память для данных конкретного типа, нужно определить переменную. Сначала указывается тип данных, а затем имя переменной, как указано ниже:

int i;        // Определение целой переменной i

long l=10;     //Определение  и инициализация  длинного целого l

double d1, d2, d3=1.25; // Выделение памяти для трех вещественных чисел двойной точности

Определяя переменную, можно присвоить ей начальное значение. Можно также определить несколько переменных одного типа, перечисляя их через запятую.

Имена переменных могут состоять из букв латинского алфавита, цифр и символа подчеркивания ( _ ), который считается буквой. Первый символ имени обязательно должен быть буквой или символом подчеркивания. Строчные и заглавные буквы различаются, т. е. Beta, beta и BETA – это различные имена. Число символов в имени не ограничено, но значимыми (для компилятора) являются только первые 32 символа. Остальные символы имени игнорируются. Для удобства чтения программ  рекомендуется в качестве имен переменных использовать только строчные буквы. Символ подчеркивания обычно используется для разделения слов, чтобы сделать имя более понятным, например, city_tax  вместо citytax.

Старайтесь выбирать имена переменных и констант  так, чтобы они указывали на то, как будут использоваться данные. Имя city_tax (городские налоги) содержит больше информации, чем ctax. Избегайте употребления имен вида  А или а, кроме тех случаев, когда пишется очень простая программа.