Программирование на языке Си. Разработка и отладка программ на персональном компьютере с использованием программного пакета Borland C++, страница 3

7)  Функция main  по умолчанию   должна возвращать целое значение. Возвращаемое значение 0   (оператором return ) сигнализирует операционной системе, что программа завершилась нормально.

Задание.  Выполните следующие шаги для создания и запуска программы:

1.   Загрузите интегрированную среду Borland C++ , если она ещё не загружена.

2.  Выберите меню File и раскройте его.

3.   Выберите команду New  из раскрывшегося окна.

4.   Наберите текст программы в окне редактора

Указание. При наборе старайтесь придерживаться стиля расположения текста, используемого в примере ( используйте отступы ). Это в дальнейшем поможет разделять программу на отдельные логические блоки . Обязательно набирайте комментарии !

5. Сохраните набранную программу на диске в каталоге  \BC3\Student в файле hello.cpp  Для этого нажмите “горячую” клавишу F2  ( команда Save ) и в раскрывшемся диалоговом окне наберите имя сохраняемого файла. Убедитесь, что в заголовке окна редактирования появилось новое имя файла.

Указание.       В дальнейшем всегда сохраняйте набранную программу, прежде чем начать её компиляцию. Дело в том, что редактор размещает программу в ОЗУ. Запущенная на компиляцию, компоновку или выполнение программа может вызвать “зависание ” компьютера. Это потребует его перезагрузки, и сделанный набор будет безвозвратно потерян .

6.Выполните компиляцию исходной программы нажатием “горячей” клавиши  Alt-F9 .       При работе компилятора в центре экрана появляется окно. В случае отсутствия ошибок и успешного завершения компиляции в нижней строке появится сообщение:

Success           Press any key

Все сообщения об ошибках ( Errors ) и предупреждения  (Warnings ) IDE помещает в окно Message ( сообщение ). Это окно активно после завершения компиляции.

Если в программе обнаружены ошибки или предупреждения, включаются средства трассировки ошибок, которые связывают строки текста программы в окне редактора со строками окна  Message. Перемещение высвечивания клавишами со стрелками в окне Message  синхронно сопровождается высвечиванием соответствующих ошибочных строк программы. При нажатии клавиши Enter активизируется окно редактора и курсор устанавливается на ошибочную строку. Повторное нажатие клавиши F6 вновь делает активным окно Message .

7.Нажмите клавиши Ctrl-F9 для выполнения компоновки и запуска полученной программы hello.exe.

8.Посмотрите результат выполнения программы, переключившись в окно вывода клавишами Alt-F5. Обратите внимание, что функция puts после вывода строки на экран автоматически переводит курсор в новую строку поля экрана. Для возврата в IDE нажмите любую клавишу.

9.В дальнейшем используйте клавиши Ctrl-F9 для компиляции, компоновки и запуска программы на выполнение. IDE сначала выполняет компиляцию исходной программы, в случае отсутствия ошибок производит компоновку, а в случае отсутствия  при этом ошибок  - запуск программы на выполнение.

Выйдите из IDE и убедитесь, что в результате всех рассмотренных действий в каталоге STUDENT образовалось три файла: hello.cpp – исходный текст программы на Си, hello.obj – объектная программа, сформированная компилятором, hello.exe – исполняемый файл,  полученный при компоновке. Исполняемый файл можно запускать с панели DOS-навигатора.

Задание. Запустите файл hello.exe  из DOS-навигатора.

Задания для самостоятельной работы.

1. Разработайте и выполните программу, которая выводит на экран сообщение:

Моя первая программа на языке Си.

Программу поместите в файл prog1.cpp.

2. Разработайте и выполните программу, которая выводит на экран сообщение :

Добро пожаловать в мой мир.

Командовать парадом буду я .

Программу поместите в файл prog2.cpp.

3.2 Представление информации в языке Си

Основные объекты, с которыми работает программа на языке Си – переменные и константы

3.2.1.Константы. Термин константа, в общем случае, относится к значению, которое не может быть изменено в ходе выполнения программы. В языке Си константы могут быть строковыми, символьными, целыми и вещественными (с плавающей точкой). Табл. 1  описывает форматы, соответствующие каждому виду  констант.

Таблица 1.