Гигиенические основы трудового и производственного обучения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

обычно жалуются на усталость не ног и рук, а главным образом – поясницы и спины.

Статические усилия характеризуются тем, что мышца непрерывно находится в состоянии напряжения. Запись биотоков показывает, что к такой мышце, совершающей статические усилия, из ЦНС безостановочно идет поток нервных импульсов; вместе с тем из мышцы, в связи с непрерывным раздражением проприорецепторов идет обратный поток импульсов в ЦНС. Поэтому статические усилия, особенно продолжительные, в силу непрерывности импульсации и длительности мышечного напряжения, предъявляют к ЦНС повышенные требования, что и обуславливает быстрое наступление утомления.

Кроме того, при статических усилиях происходит сжатие капилляров, ухудшается кровообращение и лимфоотток, понижается потребление кислорода, а также интенсивность окислительно-восстановительных процессов, что естественно негативно сказывается на работоспособности организма.

Динамическая же работа в силу своей фазовости и прерывистости менее утомляет ЦНС и поэтому является более благоприятной. При динамической работе капиллярная сеть резко расширяется, следовательно, улучшается кровообращение работающей мышцы, повышается потребление кислорода, усиливается интенсивность окислительно-восстановительных процессов.

Эти физиологические воздействия на растущий организм должны быть учтены при подборе видов трудовой деятельности школьников.

Надо подбирать такие виды деятельности, в которых динамический компонент в значительной мере преобладает на статическим.

Таким образом, правильно подобранный вид трудовой деятельности, в котором бы динамический компонент преобладал над статическим,  является одним из условий рациональной организации трудового процесса.

С точки зрения рациональной организации труда определенной значение имеет также длительность рабочего движения. Характер движения опытного рабочего связан с развитием максимальной скорости движения в начале с последующим постепенным снижением ее. Работами ряда авторов показано, что скорость рабочих движений учащихся все время меняется, убыстрение сменяется замедлением, после чего снова наступает ускорение и т.д. Движение с развитием максимальной скорости в начале рабочей операции является более экономичным, так как такая скорость создает условия для продолжения движения по инерции за счет начальной

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
416 Kb
Скачали:
0