Пути выхода из кризисной ситуации в отечественном судостроении и судоходстве, страница 3

Для постройки судов типа ЕС-2 было израсходовано 8,13 млн. т стали. Общая стоимость постройки всех судов составила 5400 млн. дол. Основные технические характеристики торговых судов класса Либерти»

«Patrick Henry» стоп головным в большой серии судов типа «Либерти»

К этой цифре следует прибавить около 300 млн. дол., израсходованных на создание новых верфей для строительства судов «Либерти». 1552 судна, или 57%, было построено на верфях Г. Кайзера.

До сентября 1942 г. обычно применялось бригадное обучение учеников судосборщиков, трубопроводчиков, сварщиков, такелажников в процессе производства. Федеральный закон требовал, чтобы при этом они прошли также теоретический курс в 144 ч. После создания множества новых верфей такой «кустарный» метод уже не годился, поэтому разработали единую систему подготовки кадров. На начальной стадии - допроизводственной подготовки - обучение проходило в специальных школах группами по 20-25 чел. по восемь часов в день на протяжении шести недель.

Из наиболее подготовленных рабочих без отрыва от производства была организована подготовка бригадиров с изучением основ технологии судостроения, чтения судостроительных чертежей, техники безопасности.

В начальный период ИТР и управленцы составляли 23-27% от общего числа работников верфей, после укомплектования рабочими эта доля сократилась до 15%. При этом число специалистов с высшим образованием не превышало 223%; например, на одной из верфей из 42 тыс. работников только 100 имели высшее образование, причем 75 из них были конструкторами. Поэтому для инженеров и техников-практиков существовала следующая ступень обучения - подготовка руководящих кадров с изучением методов управления, основ администрирования, анализом проблем конкретного предприятия.

В контракте предполагалось, что себестоимость постройки одного судна типа ЕС-2 составляет около 1,5 млн. дол., прибыль владельца верфи на каждом заказе должна быть около 60- 140 тыс. дол. Фактически стоимость судов достигала 1,54-2,1 млн. дол.

Во время второй мировой войны суда проекта ЕС-2 эксплуатировались моряками США Великобритании, а также в Норвегии, Бельгии, Советском Союзе, Франции, Греции, Нидерландах и др. Великобритания получила около 200 судов типа «Либерти», Греция - 100, Китай - 80, Норвегия - 24 и т. д. Уже в 1942г. потери союзников от действия подводных лодок и авиации противника были компенсированы практически полностью за счет поступления нового флота. В 50-е годы суда проекта ЕС22S-C 1, выведенные из эксплуатации в американском флоте, широко скупались новым послевоенным поколением судовладельцев. Еще в 1970 г. в эксплуатации находилось 241 судно.

Таким образом, серия судов типа «Либерти» - самая многочисленная в истории человечества. При их постройке широко применялись индустриальные методы, массово была использована сборка.

Парадокс заключался в том, что, если рассматривать отдельные характеристики этого судна, они будут далеко не лучшими, но в комплексе оно не имело альтернативы на тот момент.

Заключение.

Первый урок судов типа «Либерти» - следует строить не те суда, каждая составляющая которых будет оптимальной, а те, которые оптимальны как система в конкретных экономических условиях; необходимо оценивать экономические результаты, воспринимая иные составляющие как ограничения и не более того.

Широкая кооперация с участием множества контрагентов по всем направлениям, наличие нескольких альтернативных поставщиков по каждой позиции для уже строящихся заказов - это второй урок судов типа «Либерти». Применение крупных блоков с высоким процентом насыщения, включая не только системы и дельные вещи, но и оборудование, - это третий урок.

Детальное рабочее проектирование для массовых серий - это четвертый урок в условиях резкого падения уровня профессионализма рабочих и ИТР. Подготовка рабочих на самих верфях в рамках единого подхода и по единым методикам - это пятый урок «Либерти».

Главный же вывод заключался в том, что морская транспортировка грузов является определяющей (по объему перевозок) в глобальном разделении труда, поэтому государство, которое хочет быть свободным в своей внешнеэкономической деятельности, не может обойтись без своего торгового флота.

При наличии постоянно сокращающегося торгового флота с судами, средний возраст которых превышает 25 лет, у нас нет иного выхода, как создание новых «Либерти», причем в каждом сегменте своих, но в рамках все того же единого философского подхода - простое в эксплуатации, экономичное, дешевое, технологичное судно.

Список использованных источников:

1.Мокедон Ю. А. Знакомство с судостроением США в годы второй мировой войны/ /Гангут. 2007г. Вып. 40.

2.Журнал «Судостроение» 2009г. Вып. 1.