Пути выхода из кризисной ситуации в отечественном судостроении и судоходстве, страница 2

Характеристики судна.

В новом проекте EC2-S-C 1 (как и «Осеаn Vanguard») судно имело сварной корпус и простые поршневые паровые машины тройного расширения. Суда типа «Либерти» создавались как сравнительно тихоходные с достаточной для поставленной задачи грузоподъемностью (коэффициент полноты 0,759). Они предназначались для эксплуатационной

Чертеж общего расположения британского судна «Empire liber1y» скорости 1 1,5 уз, и, как показал опыт их использования, они действительно выдерживали такую скорость. При скорости 13 уз потребная мощность механизмов значительно бы возросла. На ходовых испытаниях суда показали скорость 12,5 уз при мощности и частоте вращения вала 1 679 кВт и 7 6 об/мин. Расход топлива составил 28 т/сут.

Следует заметить, что по современным меркам при отношении длины к ширине (7,3) корпус «Либерти» может считаться достаточно удлиненным, а его коэффициент общей полноты - вовсе не предельным.

Корпус судна был конструктивно разбит на секции, обеспечивающие необходимую последовательность сборки, причем для упрощения технологии изготовления секций с применением автоматической сварки они имели преимущественно плоскую поверхность, что позволяло использовать горизонтальные стапели при сборке секций. Высокая технологичность была обеспечена следующими конструктивными решениями:

·  горизонтальная нижняя палуба - без седловатости, причем в кормовой части требуемый подъем палубы был получен сопряжением плоских секций под углом друг к другу;

·  отсутствие погиби бимсов, хотя имелся линейный подъем верхней палубы на 300 мм;

·  горизонтальный крайний междудонный лист вместо принятого тогда наклонного;

·  отсутствие завала борта, что обеспечивало использование плосских бортовых секций в средней части судна;

·  подрезка прилегающей к обшивке части шпангоута и при варка его стенки к обшивке в районе скулы с целью устранения необходимости гибки нижних концов на протяжении цилиндрической вставки;

·  одинаковая толщина листов палубного стрингера и смежного с ним пояса настила, идущего до грузового люка, на нижней и верхней палубах;

·  увеличение толщины листов наружной обшивки на 25% в грузовом трюме в носовой оконечности взамен установки бортовых стрингеров.

Ведущую роль в технологических новшествах сыграл инженер и бизнесмен Генри Кайзер. Его заводы, в частности верфь Огеgоn Shiрbuilding Со., установили рекорд скорости строительства судов. Так, пароход «Pierгe S. Duроnt» был заложен 1 августа 1942г., спущен на воду 27 августа и сдан 1 сентября того же года; вся постройка от закладки до сдачи - 31 день. А пароход «Joseph N. Teal», заложенный 3 сентября 1942г., был спущен на воду через 10 дней и сдан всего через 4 дня. Таким образом, его постройка и сдача продолжалась 14 дней.

В начале ноября 1942г. на одном из заводов Г. Кайзера судно типа «Либерти» - «Robeгt Е. Реагу» - было спущено на воду через 4 дня, 15 ч и 29 мин (заложено 8 ноября 1942 г. в 00 ч О 1 мин, а спущено 12 ноября того же года в 15 ч 30 мин). Это судно прошло до списания 42 тыс. миль без каких-либо проблем с корпусом ИЛИ судовым оборудованием. Списано в июне 1963г.

Чертеж общего расположения американского сухогрузного судна типа «Либерти».

Если первые 10 судов типа «Либерти» строили на одном из заводов в течение 203 дней, затрачивая на постройку каждого судна по 1310 тыс. Чел.-ч., то суда шестого десятка строили всего за 55 дней с затратой по 627 тыс. Чел.-ч.; а суда восемнадцатого десятка строили за 40 дней, затрачивая по 431 тыс. Чел.-ч., т. е. только треть от затрат труда на постройку первых судов этого типа.

Скоростные методы постройки судов применялись на всех без исключения верфях. Рекорд был достигнут на верфи Огеgоn Shipbuillding Со.: за 22 месяца после закладки первого судна было сдано 150 судов, что составляло в среднем 4,4 дня на один пароход.

Всего судов типа ЕС-2 было построено 2710 ед. общим тоннажем 19,47 млн. брт., общим водоизмещением 38,8 млн. т. и общей мощностью 5 млн. кВт. Весь флот судов типа «Либерти» был в два с половиной раза больше всего довоенного торгового флота США и приблизительно на 10% больше всего довоенного торгового флота Англии. В основном суда были сухогрузными (проект EC2-S-C 1), но были варианты для перевозки нефтеналивных, навалочных грузов (проект EC2AW1), а также в виде авиационных транспортов (проект ZEC2-S-C5), транспортов для перевозки танков (проект ZEC2-S-C2), военных транспортов, госпитальных судов и плавмастерских. В 1943г. сдавалась по 1000120 судов типа ЕС-2 в месяц, в 1942 и 1944г. - примерно по 40.