Социальная педагогика: предмет, задачи. Основные принципы социальной педагогики и реализация их требований в социальной работе, страница 2

2.  изучение возможностей самосовершенствования человека на различных этапах взросления.

Основные принципы соц. педагогики и реализация их требований в СР:

Это свод правил, основ, определяющие направления деятельности.

Принципы распределяются по факторам.

Факторы, которые определяют эффективную деятельность:

·  объектный фактор – фактор обусловленный лицом или группой по отношению к которому осуществляется соц-пед деятельность, она носит адресный характер.

ü  принцип природосообразностиучет в процессе соц-пед деятельности общих законов развития человека (естественные, природные). Требования принципа: нужно знать законы и закономерности развития и воспитания человека, учитывать зоны ближайшего развития человека, возрастные особенности, цели выбирать в соответствии с инд. возможностями клиента, в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности инд. и коррекционного развития, создавать оптимальные условия для совершенствования, в соц-пед работе учитывать возможности самой природы в реализации целей.

ü  принцип индивидуальной обусловленности (принцип инд. подхода) принятие человека со всеми его инд. возможностями, особенностями, достоинствами, недостатками. Требования: работу всегда следует начинать с диагностики, при начале работы исследовать возможности адаптационного периода, обязательно учитывать состояние объекта, динамику изменений, проявлять гибкость с учетом его изменений, создавать наиболее комфортные условия для человека.

ü  принцип гуманизма приоритет соц. ценности человека, приоритет его прав, помощь в интеграции в общество. Требования: направлять развитие и воспитание человека в его интересах, нельзя подменять гиперопекой и вседозволенностью.

·  субъектный фактор – фактор, который обуславливает своеобразие организации и соц-пед деятельности субъектов.

ü  принцип личной обусловленности – авторитет, доверие к словам, действиям СР. Рекомендации: объект соц-пед деятельности, среда требуют учета особенностей личности педагога, одежду, прическу, важно уметь настраивать себя на работу с группой, прогнозировать результат, в ситуации, когда личность педагога не подходит к требованиям группы, его лучше поменять или помогать, педагог должен самосовершенствоваться.

ü  принцип взаимосвязи профессионализма и действительности соц-пед деятельности соц. педагога – чем выше профессионализм, тем выше качество работы. Требование: высокая квалификация, требуется хороший отбор специалистов, подготовка новых специалистов.

·  средовой фактор – фактор, обуславливающий влияние среды на субъект и объект соц-пед деятельности и ее результат.

ü  культуросообразности – человек – социальное существо, которое созревает в конкретных условиях, он продукт культуры, усвоение менталитета, нужно учитывать условия, места, время рождения. Требования: воспитательная деятельность должна соответствовать культурным потребностям человека.

ü  принцип социальной обусловленности – влияние гос. устройства, политики, деятельности соц. институтов на процесс формирования личности.

ü  принцип средовой обусловленности – зависимость инд и соц развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности, т.е. место, где человек самореализуется, где его поддерживают, ругают. Среда – фактор развития и воспитания. У каждого мероприятия должны быть требования к среде. Необходимо уметь прогнозировать влияние среды на клиента и субъекта.

·  технологический фактор – фактор, который определяет учет закономерностей соц-пед деятельности – принципы воспитания общей педагогики – целенаправленности, системности, опоры на положительное, сознательности, активности, системности. Все принципы стоит учитывать, все они взаимосвязаны.

лекция 2

14.09.2011

Педагогические проблемы социализации человека

Термин социализации ввел Парсонс – процесс усвоения человеком знаний об обществе, который проходит всю жизнь, т.к. человек всегда вынужден приспосабливаться.

Социально-педагогические технологии.