Социальная педагогика: предмет, задачи. Основные принципы социальной педагогики и реализация их требований в социальной работе

Страницы работы

Содержание работы

07.09.2011

Соц. педагогика: предмет, задачи.

Научно-теоретические основы соц. педагогики

Педагогика – наука о воспитании человека. Соц. педагогика – наука о воспитании человека в коллективе, обществе, учит человека существовать в обществе. Соц. педагог – адаптер.

2 основных направления в развитии соц. педагогики: социальное и личностное.

Социальное – в широком смысле - влияние государства и общества на воспитание подрастающего поколения – социопедагогика. Изучает официальную и неофициальную деятельность государства и общества, тенденции, особенности стратегии воспитания. В узком – влияние среды жизнедеятельности на формирование личности человека. Это педагогика среды.

Личностное направление – определяет соц. педагогику личности. Берет начало от инд. педагогики Дж. Локка (ребенок – чистый сосуд). Ницше берет идею сверх-человека. Человек должен быть таким, чтобы ему было хорошо. Выделяется педагогика соц. становления личности, педагогика соц. отклонений в формировании личности, соц. воспитание.

·  Педагогика соц. становления личности. Человек воспитывается с учетом его индивидуальности, особенностей, возможностей, но и с учетом потребностей конкретного общества.

·  Педагогика соц. отклонений в формировании личностей – факторы инд. предрасположенности, этапы формирования, среда, личностные характеристики, влияющие на формирование соц. отклонений.

·  Соц. воспитание – направленно действие воспитателя, родителя, учителя, наставника по созданию спец. условий взаимодействия воспитанников, собственное взаимодействие с ним, воздействие на его сознание, чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей.

Соц. педагогика как теория – система понятий, утверждений, законов, раскрывающих процесс соц. становления личности с учетом влияния факторов среды, общественно и педагогической практики. Соц. педагогика как практика – направленная деятельность субъекта по диагностике и прогнозированию соц. развития, коррекции воспитаний и перевоспитаний человека. Соц. педагогика как учебная дисциплина – компонент спец. подготовки соц. педагога, соц. работника.

Цель соц. педагогики: способствование соц. формированию личности, группы с учетом их своеобразия, социокультуры государства, в котором им предстоит жить.

Предмет: социально-педагогический процесс, определяющий содержание, принципы, формы и методы исследования и условия его реализации.

Функции соц. педагогики:

1.  научная – изучение закономерностей соц. развития, социализации человека, влияние факторов среды на него, разработка теоретической основы, объясняющей соц-пед явления.

2.  диагностическая – для проведения диагностики социального в личности, социального своеобразия группы. Осуществление соц-пед оценки документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов.

3.  прогностическая функция – определение перспектив на ближайшее и длительное время (зона ближайшего развития в человеке по Выготскому) развития человека, соц-пед процессов среды.

4.  адаптационная – деятельность, направленная на стимулирование адаптации человека к среде или среды к человеку, с учетом его индивидуальности.

5.  реабилитационная – направленная деятельность специалистов по восстановлению инд. возможностей к развитию, воспитанию, проф. деятельности.

6.  профилактическая  - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных соц. отклонений формируемой личности, группы.

Задачи социопедагогики:

1.  исследовать факторы среды, которые воздействуют на человека, группу

2.  проведение экспертизы деятельности учреждений, общественных организаций

Задачи педагогики среды:

1.  выявление благоприятных факторов, влияющих на все общество

2.  определение институтов социализации

3.  выявление экспертизы степени подверженности влияния человека

4.  исследование проблем, содержания и способов оптимального соц. воспитания

Задачи педагогики соц. воспитания, отклонения, становления:

1.  изучение опыта соц. воспитания в различных типах семей, зарубежного опыта, возможности его применения на современном этапе.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
24 Kb
Скачали:
0