Государственность России в советский период (1917-1991 гг.), страница 5

     На внеочередном Съезде народных депутатов в 1990 г. были внесены изменения в Конституцию: введен институт президенства, вместо Совета Министров учрежден Кабинет министров с должностями премьера и вице-премьера, изменен его статус. Изменены формы собственности. Но, главное, была отменена монополия КПСС на власть в стране. 1990 год озаменовался также решениями некоторых союзных республик (в первую очередь прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств. В июне 1990 г. приняла Декларацию о государственном суверенитете и Россия, объявив о приоритете российских законов над союзными. По сути дела, это означало распад СССР, ибо Россия являлась центрообразующей республикой. Попытки Горбачева сохранить Союз (переговоры с руководителями республик, заключение Союзного Договора и т.д.) оказались безуспешными. Безуспешной оказалась и попытка переворота части высшего партийно-государственного руководства (ГКЧП) в августе 1991 года.

     Последующие события на внеочередном V съезде народных депутатов и роспуск КПСС 24 августа 1991 г. приводят к фактической смене общественно-политического устройства в стране. Выступая на Всероссийском съезде судей 18 октября 19991 г., Б.Н.Ельцин утверждает: «Задача в том, чтобы в скорейшее время демонтировать остатки унитарных имперских структур и создать мобильные и дешевые межреспубликанские структуры». Возобновляется работа по подписанию Союзного Договора. Но украина и Белоруссия отказываются его подписывать, объявляют о своей независимости. 8 декабря 1991 г. под Минском президентами Украины, Белоруссии и России подписывается Беловежское соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже к ним присоединяются другие республики (кроме Прибалтики и Грузии). Этим закончилось существование СССР как единого государства.

     Вместе с тем, рассматривая в свете требований правового государства наше недавнее прошлое, думается, что вполне можно согласиться с теми юристами и политиками, которые оценивают всю “технологию” развала СССР как противоречащую принципам правовой государственности. Их аргументация сводится к следующему. В статьях 2 и 5 Конституции России 1978 года было закреплено, что вся власть принадлежит народу, а наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всеобщее обсуждение или референдум. Этого же при роспуске СССР сделано не было. В марте 1991 г. на референдуме подавляющая часть граждан СССР высказалась за его сохранение. Кроме того, статья 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН еще в 1948 году, гласит: “Воля народа должна быть основой власти правительства”. В Парижской хартии закреплено, что в основе демократии лежит уважение к человеческой личности и верховенство закона. А Копенгагенские документы предусматривают обязанность правительства и государственных властей соблюдать Конституцию и действовать в соответствии с законом.

     Экскурс в историю создания СССР позволяет установить: Договор 1922 года об образовании Союза ССР не предусматривал его денонсации одной, двумя и более республиками. Договор мог быть только уточнен, изменен по согласованиюсо всеми субъектами СССР.

     Следуя конституционным нормам, республика могла выйти из Союза, но только через референдум и в том порядке, который установлен Законом СССР “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”, принятым 3 апреля 1990 г. Такой референдум, в частности, был проведен в Армении. Что же касается голосования за независимость, имевшего место в некоторых союзных республиках, то оно не подменяет и не должно было подменять референдум по поводу выхода из Союза. Сама формулировка “Хотите ли Вы жить в суверенной независимой республике?” была неправомерной: нахождение республики в федеративном государстве, наоборот, предполагает ее суверенность. Конечно, речь не должна была идти о старом государственном устройстве. Ведь проект нового союзного договора учитывал рациональный мировой опыт по этому вопросу. Тем не менее, вышеприведенные принципы правового государства и международно-правовые нормы были попраны, следствием чего стала фактическая ликвидация Союза Советских Социалистических Республик.

     Подобный политический авантюризм, правовой беспредел привели к ужасающим политическим и социально-экономическим последствиям, краху единого народнохозяйственного комплекса великой державы, что вызвало разрушающий резонанс во всех ее частях.

     Многовековой опыт цивилизованных зарубежных стран свидетельствует, что государство процветает там, где достигается оптимальное сочетание и взаимодействие между принципами демократии, а также принципами правового и социального государства. Волюнтаристское обращение с ними чревато крайне тяжкими последствиями. Это никак нельзя упускать из виду или просто «не замечать» при формировании правового государства в России в ходе нового преобразующего страну конституционного строительства.

     Вместе с тем, как ни горько признаваться в этом, почти семь десятилетий мы двигались по тупиковому маршруту движения, который проходил в стороне от столбовой дороги цивилизации. Власть Советов не сделала страну процветающей, общество – динамично развивающимся, человека – свободным.