Государственность России в советский период (1917-1991 гг.), страница 3

     В развитии советской государственности решающее значение имел сталинизм – политика, сложившаяся под непосредственным влиянием культа личности И.В.Сталина, генерального секретаря ЦК РКП(б) – КПСС с 1922 по 1952 г.  В докладе Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева ХХ съезду КПСС (февраль 1956 г.) «О культе личности и его последствиях» сказано: «Культ личности способствовал распространению в партийном строительстве и хозяйственной работе порочных методов, порождал грубые нарушения внутрипартийной и советской демократии, голое администрирование, разного рода извращения, замазывание недостатков, лакировку действительности». В качестве основных признаков сталинизма следует назвать приоритет политики во всех сферах жизни общества, расцвет номенклатуры и бюрократии, репрессивность, порабощение духовной индивидуальности личности. Иными словами, это развитие авторитарно-командного режима, формирование личной диктатуры руководителя, опирающегося на монополию одной партии. К сожалению, несмотря на разоблачение культа личности, черты сталинизма оказались устойчивыми. Номенклатура продолжала довлеть над обществом вплоть до распада СССР.  Номенклатура – перечень должностей в государственном аппарате и общественных организациях, кандидатуры на которые рассматривались, утверждались и отзывались партийными комитетами – от райкома, горкома до ЦК КПСС. При этом, как считал Сталин, от номенклатурного работника требуется понимание директивы и умение проводить ее в жизнь. «Номенклатурный принцип руководства обществом сложился и окончательно утвердился к концу 1930-х гг. и с тех пор в течение 50 лет лишь модернизировался…». Менялся характер номенклатурных работников: если в 30-е годы – это люди, верившие в социалистические идеалы и боявшиеся сталинских репрессий, то в 60-70-е годы уже властвует принцип вседозволенности, коррупции, личного блага, клановости.

     Внушителен и количественный рост – к середине 80-х годов численность управленцев всех уровней достигла 18 млн. чел. На содержание аппарата расходовалось ежегодно более 40 млрд. рублей (10% государственного бюджета). Всевластие номенклатуры сковывало инициативу. Именно это препятствовало реформам Н.С.Хрущева по децентрализации управления экономикой (совнархозы), по ротации органов КПСС, обусловливало декоративность местных Советов и общественных организаций.

     Изменения социально-экономической сферы  в результате  индустриализации  и  коллективиза-ции (рост рабочего класса, урбанизация и т.д.), проведение мероприятий по ликвидации неграмотности позволили в 1936 г. объявить о построении в СССР социализма – первой фазы коммунизма. Это повлекло за собой необходимость выработки новой Конституции – основного закона государства. После всенародного обсуждения, демонстрирующего мировой общественности  демократизм,  Конституция  была  принята на чрезвычайном VIII Съезде Советов

5 декабря 1936 г. Политическую основу СССР составляли Советы, но уже не рабочих, крестьянских и содатских депутатов, а советы трудящихся. Устанавливалась единая система советов – от сельского до Верховного. Экономическую основу составляла социалистическая собственность на орудия и средства производства, выступающая в форме государственной и кооперативно-колхозной. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом. Впервые обозначалась роль ВКП(б) как руководящего ядра всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. Государственное устройство страны определялось как федеративное объединение республик. Высший орган – Верховный Совет наделялся законодательной властью и состоял из двух палат (Палата Союза и Палата Национальностей). Сохранялся Президиум Верховного Совета и Совнарком с системой наркоматов.

     Впервые в Конституции декларировались права граждан и вводилось всеобщее, равное, прямое и тайное голосование. Провозглашались свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от государства, право на образование, на труд, материальное обеспечение в старости, по болезни или потере трудоспособности.

     Однако механизм реализации прав и свобод не был разработан, многие конституционные нормы бездействовали, мирно уживались с безжалостной репрессивной машиной, среди законов преобладали законы, утверждающие указы. Фактически Конституция СССР 1936 г. была во многом демократическим фасадом государства бесправия.

     В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) создается высший чрезвычайный орган – Государственный Комитет Обороны (ГКО). Все организации и население обязываются выполнять его распоряжения.

     В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров. Соотвественно переименова-

ны были и СНК союзных республик. В конце 50-х годов были утверждены положения о местных (сельских и районнных) советах. С октября 1954 г. начато разъединение министерств и преобразование многих комитетов в министерства, были упразднены многие структурные звенья министерств, а также ряд трестов, контор ( всего около 10 тысяч. В 1962-1963 гг. местные Советы были разделены (как и партийные органы) по производственном признаку на промышленные и сельские, но в 1964 г. вновь объединены. Менялись структура и функции руководящих органов внутренних дел, сельского хозяйства. Такие изменения были характерны для реформаторской деятельности Н.С.Хрущева, но в каждом случае побеждала всесильная номенклатура. Влияние ее ощущается особенно в Конституции 1977 г., провозгласившей целью Советского государства «построение бесклассового коммунистического общества, в котором развитие получит коммунистическое самоуправление». Эта Конституция вводит новые понятия – «развитой социализм», «советский народ как историческая общность людей, спаянных сотрудничанием классов и дружбой народов». Значительно выделяется роль народного контроля и участия трудовых коллективов и общественных организаций в управлении государством. Но еще решительнее Конституция подчеркивает значение КПСС как руководящей и направляющей силы развития общества.