Служебный эпизод с позиции стороннего наблюдателя, страница 2

Квалификация. Очень часто это понятие употребляют как синоним компетентности. Мы же, здесь и далее будем определять её как сочетание познаний в своей области с опытом их практического приложения:

Квалификация первой начальницы четко определяется её опытом и знаниями. Она долго работала в отделе приемки заказов, знала все особенности данной работы и пыталась всячески превратить её из сидячей каторги во вполне интересное занятие.

О квалификации второй начальницы трудно судить только по данной ситуации, но как мне кажется, у неё она тоже присутствует. Руководство любой фирмы  старается привлекать, а в особенности к управляющей должности, высококвалифицированных рабочих. Ведь есть из чего выбирать, так как сегодня предложение труда намного выше спроса на него.

Ориентация. Она отображает направление деятельности руководителя или организации, приоритет одних целей над другими.

Первая начальница во главу угла ставит интересы своих подчиненных, т.е. ориентирована в первую очередь на своих приемщиц и уже в меньшей степени на цели организации. Поблажки предоставляемые Н., и, следовательно, вообще некие послабления коллективу приводят к тому, что Н. просто начинает злоупотреблять такой ''любовью'' к работницам. А в будущем это сказалось бы на сталкивание интересов и запросов отдельных работников.

Вторая начальница преобладающе ориентирована на интересы общества. Простые человеческие (внеслужебные) интересы ей чужды. И она не понимает своих подчиненных, когда те хоть в какой-то степени ''отвлекаются по пустякам''. Все, что выходит за строгие рамки должностных обязанностей, считается при такой ориентации предосудительным. В конечном счете такая повышенная требовательность руководителя не только не стимулирует, но и расхолаживает подчиненных: ''Стоит ли стараться? Все равно не оценит.''

Мотивация. Мотив – это внутреннее побуждение к деятельности ради удовлетворения какой-либо актуальной потребности. То есть мотив возникает тогда, когда какая-либо потребность становится важнее, ощутимее других и заставляет человека действовать (думать, двигаться) в направлении, обеспечивающем достижения пункта, состояния, положения, в котором эта сама потребность будет удовлетворена.

У первой начальницы - это ''прямой мотив достижения с ориентацией на объект'' (на свой коллектив). Т.е. это творчество, созидание, преобразование (воспитание и обучение) подчиненных. Создание тепличных условий для их работы и самого существования в офисе.

У второй начальницы – это ''мотив избегания''. Всепроникающий контроль с её стороны, требование дисциплины, строгая регламентация и принуждение к четкому соблюдению всех рабочих предписаний и инструкций.

Эрудиция. Эрудицию трудно представить себе без широкого круга интересов и большого объема всевозможной информации, как профессиональной, так и общекультурной. Однако в наше время совершенно не реально требовать от руководителя любого ранга энциклопедических познаний. Достаточно, чтобы руководитель знал, где и у кого  он может получить необходимую информацию.

По моему мнению, обе начальницы не достаточно эрудированы. Но все же первая в эрудирована в большей степени. Она, в принципе, осведомлена о проблемах своих подчиненных, но не все она способна решить (как например с Н.) . Вторая даже и не пытается вникать в трудности, с которыми сталкиваются приемщицы, а просто показывая свою неэрудированность уходит от них и продолжает ''гнуть свою линию''.

Аффилиация и достоинство. Аффилиация – это чувство сопричастности к делам и ценностям некой группы в сочетании с уверенностью в том, что ты принят ею. Аффилиация – как слагаемое компетентности управленца предполагает завершившийся процесс постижения и присвоения целого комплекса професионально-этических норм.

У обеих начальниц аффилиация присутствует. Обе – профессионалки и ассоциируют себя с группой, они видят себя участницами данной деятельности. У обеих существует законченный процесс присвоения профессионально-этических норм, только у каждой эти нормы свои, разные.

Интуиция. Это – чутье, способность принимать решение и действовать без рассуждения. Причем, если речь идет о развитой интуиции (а только такая и может служить параметром компетентности), то интуитивные решения или действия, как правило, оказываются если не оптимальными, то хотя бы вполне приемлемыми. Интуиция обеспечивает возможность действовать в условиях острого дефицита информации, усугубляемого обычным недостатком времени, и именно в этих условиях лучше всего проявляется.

По приведенной ситуации трудно судить о наличии или отсутствии интуиции у начальниц. Здесь мы не можем говорить как о врожденной интуиции (феноменальном природном даре), так и об интуиции основанной на концентрации личного опыта. Так как не увидели ни экстремальных ситуаций, требующих немедленного принятия решений ввиду отсутствия времени на обдумывание, ни вообще каких-либо примеров применения личного опыта в целях выхода из тяжелого положения.