Рабочая программа учебной дисциплины «Теория механизмов и машин»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

РОСЖЕЛДОР

Сибирский государственный университет путей сообщения

УТВЕРЖДАЮ:

СОГЛАСОВАНО:

декан факультета  СДМ

зав. выпускающей кафедрой “Механизация путевых, погрузочно-разгрузочных и строительных работ”

___________________ А.Д.Абрамов

по специальности 190205 ПСДМ

_____________________ Б.Н.Смоляницкий

«_____»____________ 2011 г.

«_____» ______________  2011 г.

Кафедра  «Механизация путевых, погрузочно-разгрузочных и строительных работ». Факультет СДМ

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Теория механизмов и машин»

по специальности 190205 “Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование”

Индекс дисциплины в Государственном образовательном стандарте (ГОС) ОПД.Ф. 02.02..

Индекс дисциплины в учебном плане ОПД.Ф. 02.02.

Статус дисциплины – федеральный.

Типовая программа.

Форма обучения – очная.

  1. Выписка из учебного плана специальности

Всего часов на дисциплину 153, из них аудиторные занятия 85 ч, самостоятельная работа 68 ч.

Распределение часов по семестрам:

семестр 4:

Всего часов в семестре 85. Аудиторные занятия всего 68 ч., в том числе, в том числе лекции 50 ч., лабораторные работы 18 ч., самостоятельная работа 17 ч.

Итоговый контроль – экзамен.

семестр 5:

Всего часов в семестре 68. Аудиторные занятия всего 17 ч., в том числе практические занятия 17 ч., самостоятельная работа 51 ч.

Домашнее задание – курсовой проект. Итоговый контроль – зачёт.

  1. Пояснительная записка

Цель - изучение общих методов структурного, кинематического и динамического анализа и синтеза механизмов для исследования существующих и проектирования новых механизмов.

Объекты изучения - рычажные, зубчатые и кулачковые механизмы, наиболее распространенные в машинах. В дисциплине  изучаются практические приемы решения задач анализа и синтеза, аналитические с применением ПЭВМ и графо-аналитические методы.

Дисциплина опирается на математический аппарат, физику, теоретическую механику, инженерную графику и вместе с дисциплинами "Сопротивление материалов", "Детали машин", "Материаловедение", "Технология конструкционных материалов", "Гидропривод" создает базу профессиональной подготовки механиков.

В Государственном образовательном стандарте (ГОС) требования к минимуму содержания дисциплины сформулированы следующим образом: основные понятия теории механизмов и машин; основные виды механизмов; структурный анализ и синтез механизмов; кинематический анализ механизмов; динамический анализ и синтез механизмов; колебания в механизмах; линейные уравнения в механизмах; нелинейные уравнения движения в механизмах; колебания в рычажных и кулачковых механизмах; вибрационные транспортеры; вибрация; динамическое гашение колебаний; динамика приводов; электропривод механизмов; гидропривод механизмов; пневмопривод механизмов; выбор типа приводов; синтез рычажных механизмов; методы оптимизации в синтезе механизмов с применением ЭВМ, синтез механизмов по принципу приближения функций; синтез передаточных механизмов, синтез по положениям звеньев; синтез направляющих механизмов.

Требования к уровню подготовки специалиста. Вклад дисциплины в квалификационную характеристику специалиста запланирован в формировании совокупности:

а) умений – выполнять структурный, кинематический и кинетостатический анализ рычажных механизмов и их синтез, рассчитывать приведенные параметры и момент инерции маховика, выполнять уравновешивание ротора, рассчитывать передаточные отношения простых и планетарных зубчатых механизмов, выполнять их синтез, проектировать кулачковые механизмы;

б) знаний – основных понятий ТММ, аналитических методов кинематического и кинетостатического анализа, сил, действующих в машинах, уравнений движения в энергетической и дифференциальной форме, теории эвольвентного зацепления;

в) представлений – о виброактивности и виброзащите, о конструкции гасителей колебаний.

Учет региональных и отраслевых особенностей состоит в приведении примеров использования механизмов в машинах и механизмах железнодорожного транспорта, в том числе в путевых, грузоподъемных, строительных и дорожных машинах.

3. Содержание  дисциплины  и планируемые уровни изучения и усвоения материала

Уровни подготовки

Виды занятий и время

на изучение вопроса

Наименование тем и вопросов

Иметь представление - 1, знать - 2, уметь - 3

Лекции

Лаб.

работа

Практ.

занятия

Самостоят. раб.

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1. Введение. Машины и механизмы

1

1

1

2. Основные понятия ТММ: звено, кинематическая пара, кинематическая цепь. Классификация кинематических пар и цепей.

2

1

2

1

4

3. Структурный анализ и синтез механизмов. Структурные формулы. Группы Ассура. Избыточные связи и лишние степени свободы.

Структурный синтез. Структурный анализ плоских рычажных механизмов. Замена высших пар низшими

2

3

2

2

1,5

0,5

1

2

2

5,5

5,5

4. Кинематический анализ плоских рычажных механизмов.

Планы положений. Планы скоростей.

Планы ускорений. Кинематические диаграммы. Графическое дифференцирование.

5. Аналитические методы кинематического анализа. Синусный механизм. Шарнирный четырехзвенник. Метод замкнутых векторных контуров.

3

3

2

2

2

2

1

2

8

7

3

10

10

7

6.Кинетостатический анализ механизмов. Силы, действующие в машинах. Кинетостатическая определимость групп Ассура.

Силовой расчет.

2

3

1

1

2

2

6

3

9

7. Исследование движения машинного агрегата. Периоды движения. Уравнения движения в энергетической и дифференциальной форме. Механический КПД.

8. Динамический синтез и анализ рычажного мехагизма.

Неравномерность движения. Динамическая модель машинного агрегата. Приведенные моменты сил и моменты инерции.

Графическое интегрирование. Определение момента инерции маховика методом Н.И.Мерцалова. Тахограмма.

2

3

3

2

2

2

2

2

3

6

6

7

8

10

9. Уравновешивание механизмов. Статическая и полная балансировка. Уравновешивание роторов с известным и неизвестным дисбалансом.

Уравновешивание звеньев шарнирного четырехзвенника.

10. Синтез рычажных механизмов. Условия существования кривошипа в шарнирном четырехзвеннике. Коэффициент изменения средней скорости. Угол давления.

Синтез кривошипно-коромыслового и кривошипно-ползунного механизмов по коэффициенту изменения средней скорости и углу давления. Синтез коромыслово-кулисного механизма.

3

1

2

3

2

2

2

2

4

6

2

2

2

11. Кинематический анализ механизмов передачи. Передаточное отношение цилиндрических, конических и гиперболоидных передач.

12. Зубчатые механизмы. Передаточное отношение одноступенчатой и многоступенчатой передач. Коробка скоростей.

13. Планетарные и дифференциальные механизмы. Передаточные отношения редукторов Джеймся и Давида. Конический дифференциал.

3

3

3

1

1

2

2

2

1

2

4

2

5

8

14. Синтез эвольвентных зубчатых передач. Основная теорема зацепления. Эвольвента и эвольвентная функция. Исходные контуры.

Способы нарезания зубчатых колес. Геометрия цилиндрического колеса. Подрезание зубьев.  Геометрия эвольвентного зацепления.

Дополнительные условия синтеза: непрерывность зацепления

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
137 Kb
Скачали:
0