Плюсы и минусы уроков математики молодых учителей, страница 4

Но на этом все и заканчивается. Оказывает­ся, что на самом деле никакой игры нет. Шесть учеников получают карточки-плиты с задания­ми выполнить действия, которые никак не свя­заны друг с другом. Ученики класса, кроме этих шести, никакого участия в так называе­мом «строительстве» не принимают. Ничего интересного не было получено и в результате выполнения действий, что могло бы связать эту игру с темой урока. А ведь можно было сделать очень много: получить круглые числа, какую-либо закономерность их расположения, напри­мер: ПО, 120, 210, 220, 310, 320, определяю­щую порядок (последовательность квартир (плит); или 60, 120, 180, 240, 300, 360 - 60 • п (произведение площади квартиры на ее номер) и т.д. Кроме того, раз речь идет о строительст­ве, можно было бы решать различные задачи, связанные с перевозкой стройматериалов, подъемом груза, расчетом площади и привлечь тем самым к работе всех учащихся, предусмот­рев порядок выполнения работ и оказание по­мощи. При организации такой работы можно было бы учесть трудность и сложность зада­ний, предлагаемых учащимся, зная их индиви­дуальные возможности. Но игры, к сожалению, не получилось. Хуже того, об этой игре не вспомнили и на следующем уроке, как было обещано, а начали новую игру.

Другим моментом, призванным реализовывать формирование интереса к математике и ее обучению, было использование литературного образа Незнайки. На уроке он появляется дважды в качестве субъекта, предлагающего задания. Его образ невнимательного, веселого, глубоко не вникающего во что-либо мальчиш­ки не получил необходимого развития при дальнейшем ходе урока.

Возможная сюжетная линия, связанная с Незнайкой, осталась незавершенной, стала лишь моментом урока, не работающим на его гуманизацию в целом.

Таким образом, незавершенность дости­жения воспитательной цели, связанной с ис­пользованием игры и сказочного героя, дает обратный воспитательный эффект.

По замыслу урока цель воспитания акку­ратности при ведении записей в тетрадях до­стигалась при проведении упражнений в кал­лиграфии (т.е. на втором этапе урока). На наш взгляд, реализация этой цели заужена рамка­ми одного задания. Она могла бы достигаться и на других этапах урока и отразиться в том числе и при подведении итогов урока.

Достижению данной цели способствовало бы обращение внимания учащихся на качество записей и их оформление на доске, показ луч­ших по аккуратности тетрадей всему классу, взаимонаблюдение за аккуратностью записей сосе­дей по парте и т.п. Заметим также, что прописы­вание дробей, т.е. сами дроби, никак не были свя­заны с числовым материалом, используемым на уроке, т.е. чистописание в урок вошло особняком и не способствовало единой линии урока.

Как же достигались развивающие цели урока? Содержание урока, безусловно, требо­вало проведения специальной работы по раз­витию мышления, памяти, внимания, речи. Исключение составляет занимательная задача, предложенная в ходе игры «Строим дом» и за­писанная на «крыше дома». (За одну минуту воробей делает 20 шагов. Сколько шагов воро­бей сделает за 3 минуты?)

Эта задача на привлечение внимания к ана­лизу текста задачи, ее условий, данных. Скры­тый смысл задачи состоит в слове «шагов» (во­робей не шагает, а прыгает). Зачем же учи­тель сообщает, что задача занимательная? Он боится получить ответ - 60 шагов. А ведь уче­ник будет прав, если даст этот ответ. Следуя законам логики: из ложной посылки можно получить и истину, и ложь. В данном случае импликация «p->q» будет истинной. На приме­ре этой задачи учитель мог бы поговорить о истинных и ложных высказываниях, связав их с темой урока, выявляя, например, необходи­мые и достаточные условия деления на числа, оканчивающиеся нулями.

Развивающий эффект упражнений учитель мог усилить на любом этапе урока, предложив соответствующие задания. Например, срав­нить задачи (на II этапе), провести классифи­кацию записанных дробей или многозначных чисел, которые дети списывали с доски и т.п. Однако таких попыток не было сделано.

Если ставится цель формировать грамотную математическую речь учащихся, то учитель сам должен обладать такой речью в полной мере и служить образцом для подражания. Здесь надо быть особо внимательным к своей речи при формулировке заданий и объяснении их выпол­нения. Такие словосочетания, как «решите при­мер», «выполните действия с именованными числами», «нужно из 324 отнять 300», «пятерку, двойку запоминаем», с точки зрения математи­ческой культуры должны быть заменены на «найдите значение выражения», «выполните действия со значениями величин», «из 324 вы­честь 300», «пять (например, десятков) запоми­наем». Отметим также, что вопрос типа: сколь­ко единиц в числе, например, 5 174? - двусмыс­лен. Данный вопрос следует уточнить: сколько отдельных единиц в числе? Или: сколько еди­ниц в числе в разряде единиц, десятков? и др.

Таким образом, в целом на уроке более или менее успешно были реализованы образователь­ные цели урока; воспитательные и развивающие цели (хотя и были сформулированы в плане уро­ка) практически остались не реализованными. Последствия такой работы учителя, безусловно, скажутся отрицательно на учащихся, так как от­сутствие целенаправленности воспитательной и развивающей функции обучения фактически можно обнаружить почти на каждом уроке.

На наш взгляд, не удалось соединить в еди­ный сплав в целом вполне приемлемо постав­ленные цели и произвести их эффективную ре­ализацию в течение всего урока, помня о един­стве его формы и содержания.

Приведенный в статье анализ урока не ис­ключает других мнений, суждений, оценок, ко­торые можно только приветствовать, если они будут способствовать совершенствованию обучения математике в начальной школе.