Плюсы и минусы уроков математики молодых учителей, страница 3

Для реализации первой цели учитель пред­ложил разделить число 420 на произведение чисел 6 и 2. Рассматриваются три способа де­ления: 1)(420: 6): 2; 2) 420: 12; 3) (420 : 2): 6.

Данное задание было предложено без ка­кой-либо установки среди множества других заданий, не связанных с изучением нового ма­териала, с темой урока. Поэтому оно недоста­точно направлено на повторение, актуализа­цию изученного перед объяснением нового.

Реализации второй цели был посвящен V этап урока за 15 минут до его окончания, когда учащиеся уже утомлены. По мнению гигие­нистов, физиологов, наиболее продуктивными минутами урока считаются первые пять минут, начиная с десятой-пятнадцатой минуты после начала урока. Очевидно, именно на эти минуты и надо планировать наиболее ответственную и трудоемкую работу, какой являлась организа­ция объяснения и усвоения нового, чего не про­изошло. Положительным является то, что эта организация проводилась с нарастанием доли самостоятельности учащихся, включением в их учебно-познавательную деятельность раз­личных психических процессов: зрительное и слуховое восприятие, вычленение операций в приеме, их анализ (выяснение - что делать в первую очередь, что потом), проговаривание последовательности действий хором и во внут­ренней речи - комментирование и др.

Следует сделать замечание к подбору чи­сел, используемых при объяснении нового. Де­лимое и делитель при нахождении частного за­канчивались лишь одним нулем. Вариатив­ность числовых данных при неизменности их окончания нулями способствовала бы эффек­тивности заданий и, следовательно, более прочному усвоению приема. Со случаем вы­числения вида 3 600 : 60 учащиеся встретились в текстовой задаче, а случаи вида 3 600 : 600 и др. на уроке совсем не были рассмотрены.

Урок заканчивался вопросами, ответы уча­щихся на которые свидетельствуют, что цель его, во всяком случае основная, вроде как бы и достигнута. Но если задать себе вопросы: «Что принципиально нового узнали дети на уроке? Выявлена ли была связь между делением на од­нозначное число и делением на числа, оканчи­вающиеся нулями?», то цель вроде как бы и не достигнута, так как не понятно назначение дан­ного урока в системе уроков по изучаемой теме.

На наш взгляд, учитель не сформулировал для себя и не донес до учащихся основную учебную задачу урока: показать аналогию меж­ду делением на однозначное число и двузнач­ное круглое число и подготовить учащихся к восприятию и усвоению случая письменного деления на двузначное и трехзначное число.

При решении этой учебной задачи необходи­мо: выявить особенности деления на числа, оканчивающиеся нулями, найти рациональ­ный способ деления, найти необходимые и до­статочные условия деления на числа, оканчи­вающиеся нулями, составить алгоритм деле­ния на числа, оканчивающиеся нулями. Все это обосновывает в том числе и переход от раз­вернутых действий вида (в строчку или в стол­бик): 3 240 : 60 = 3 240 : (6 • 10) = 3 240 : (10 • 6) = = (3 240 : 10): 6 = 54 к свернутым действиям ви­да 3 240: 60 - 324 : 6 = 54, в котором происходит «механическое», формальное выполнение без какого-либо содержательного смысла действий по отбрасыванию одинакового количества нулей, находящихся в конце делимого и делителя.

Так как учителем не была четко сформулиро­вана учебная задача и, следовательно, не постро­ена система учебных заданий, то прием деления на числа, оканчивающиеся нулями, в целом ока­зался изолированным от общего алгоритма деле­ния на любое число (однозначное, двузначное, трехзначное). Рассмотрение частного случая -деления на числа, оканчивающиеся нулями, нужно для того, чтобы показать прием нахожде­ния цифр частного (округления до десятка, со­тен). Поэтому появляется еще одна задача - ок­ругление двузначных чисел до десятков (делите­ля) и округления трехзначных чисел до сотен.

Рассмотрим, чем же учащиеся занимались ос­тальные 30 минут урока. Длительное время уча­щиеся совершенствовали вычислительные навы­ки и умение решать задачи. Достижению этой це­ли был посвящен второй, четвертый и частично шестой этапы урока. Очевидно, что подготовка к изучению нового должна была осуществляться также на третьем этапе. Многофункциональность заданий этого этапа - одно из достоинств урока. Но подготовка учащихся к выявлению особенно­стей деления чисел, оканчивающихся нулями, на нем, как мы уже отмечали, почти отсутствует.

Проанализируем, какими средствами дости­гались воспитательные и развивающие цели уро­ка. Яркая часть урока — игра «Строим дом», кото­рая должна была бы реализовать цель формиро­вания интереса к математике, тем более что учитель дает следующую установку перед началом игры: «Сегодня мы с вами будем строителями. Нам нужно построить дом. Если мы сегодня по­строим дом, завтра будем уже его заселять...»