Обобщающие уроки по теме «Величины», страница 2

в) 4 сут. + 48 ч, 48 ч = 2 сут.        4 сут. + 2 сут. = 6 сут.

г) 6 мин - 359 с, 6 мин = 360 с, 360 - 359 = 1 (с) 

д)32 ч + 16ч =48 ч = 4 сут.

3. Установи правило, по которому записа­ны величины в первых двух столбцах, и по этому же правилу запиши величины в третьем столбце:

15 м                    63 т 500 кг                     2 сут. 12 ч

150 дм                635 ц

1500 см               63 500 кг    

15 000 мм           63 500 000 г       

Дети замечают, что в столбцах каждая сле­дующая величина выражается в более мелких единицах по сравнению с предыдущей: в пер­вом столбце метры выражаются в дециметрах, дециметры - в сантиметрах, сантиметры – в миллиметрах; во втором столбце тонны – в центнерах, центнеры - в килограммах, кило­граммы - в граммах.

Чтобы составить третий столбец, надо за­писанную величину выразить сначала в часах, затем в минутах, потом в секундах:

2  сут. 12 ч

            60 ч

3 600 мин

            216 000 с

4.         Луноход прибыл на Луну в 10 ч 10 мин. Когда был произведен запуск, если продолжи­тельность полета составила 1 ч 15 мин?

Дети записали решение двумя способами:

1-й способ

1) 10 ч 10 мин- I ч 10 мин = 9 ч

2) 9 ч -5 мин = 8 ч 55 мин

2-й способ

1) 10 ч 10 мин = 610 мин

2) 1 ч 15 мин = 75 мин

3) 610 мин - 75 мин = 535 мин

4) 535 мин : 60 мин = 8 ч 55 мин

Устанавливается, какой способ рациональ­нее и почему.

5.         Исследование длилось с 10 ч 15 мин до 12 ч 45 мин. Каждые полчаса информация от­правлялась на Землю. Сколько раз принимали информацию в центре управления полетом?

Решая данную задачу, у детей закрепляется умение переводить однородные величины, вы­раженные в единицах одних наименований в другие:

1)        12 ч 45 мин - 10ч 15 мин = 2 ч 30 мин - длилось исследование

2)        2 ч 30 мин : 30 мин, 2 ч 30 мин = 150 мин,  150: 30 = 5 (раз)

Ответ: информацию в ЦУП принимали 5 раз.

6.         Полет продолжался 3 ч. Дополните каж­дую величину до трех часов:

а) 145 мин,     б) 139 мин,    в) 170 мин. Это задание учащиеся выполняют двумя способами: 1) переводят часы в минуты или 2) выражают минуты в более крупных единицах. Выполняя задание а) первым способом, дети рассуждают так: «Чтобы узнать, сколько часов в 145 мин, надо 145 разделить на 60, получим 2 ч 25 мин, 3 ч - 2 ч 25 мин = 35 мин. Или по-другому: 3 ч - это 180 мин, 180 - 145 =35 мин».

Аналогично рассуждая, учащиеся записы­вают два способа решения и для других вели­чин:

б)        139 мин = 2 ч 19 мин, 3 ч-2 ч 19 мин = 41 мин,  180- 139 = 41 (мин)

в)         170 мин = 2 ч 50 мин, 3 ч - 2 ч 50 мин = 10 мин, 180- 170= 10 (мин)

Обобщение знаний о соотношении единиц величин осуществляется при выполнении дей­ствий с величинами, выраженными в единицах двух наименований. Эту работу можно органи­зовать по-разному.

Приведем фрагмент урока, на котором обобщались знания о величинах.

1. На доске вывешены карточки с записан­ными на них величинами:

Предлагается перевернуть все карточки об­ратной стороной и прочитать: «Том и Джерри».

Дается задание найти лишнюю карточку ве­личин. (Лишняя карточка 400 - это число, а не величина.) Оставшиеся карточки разделить на две группы и расположить в порядке убывания.

Учитель говорит: «Сегодня на уроке мы бу­дем в роли мультипликаторов и попробуем со­чинить новую серию про Тома и Джерри». На доске вывешены кадры из мультфильма.

Кадр 1. Джерри в магазине

Том отправил Джерри в магазин за продук­тами, намекнув, чтобы он купил для него боль­ше любимой еды, чем для себя. Но хитрая мышь сделала наоборот. Масса каких продук­тов больше? На сколько граммов масса смета­ны меньше массы крупы? Во сколько раз мас­са сыра больше массы сосисок?

Сосиски-150 г           Сметана - 250 г

Сыр - 3 кг        Крупа - 1 кг 500 г

Отвечая на первый вопрос, учащиеся срав­нивают массу крупы и сметаны, выполнив действие вычитания: 1 кг 500 г - 250 г = 1 кг 250 г.

Давая ответ на второй вопрос, выполняют действие деление: 3 кг = 3000 г, 3000 : 150 = 20 (раз).

Дети  говорят: «Джерри  купил  крупы  на 1 кг 250 г больше, чем сметаны, а сыра в 20 раз больше, чем сосисок».

Кадр 2. Сборы

 Собираясь на рыбалку, Том отмотал для удочки 12 м 94 см лески. Но Джерри тайком отрезал от лески Тома для своей удочки кусок такой длины, что у Тома осталось 763 см лес­ки. Сколько денег сэкономит Джерри, если I см лески стоит 2 к.?

Дети записывают решение самостоятельно.

Одни из них записали так:

1) 12 м 94 см = 1 294 см

2) 1294 см - 763 см = 531 см

3) 2*531 = 1 062 (к.) = 10р. 62 к.

Ответ: 10 р. 62 к. сэкономил Джерри.

Другие выполнили действия так:

1)  763 см = 7 м 63 см

2)  12 м 94 см - 7 м 63 см = 5 м 31 см

3)  5 м 31 см = 531 см

4)  2*531 = 1 062 (к.) = 10р. 62 к.

            Ответ: 10 р. 62 к. сэкономил Джерри.

Сравнивая решения, устанавливают, какое из них рациональнее и почему.

Кадр 3. Наживка для рыбы

Том заранее решил нарыть червей и выкопал несколько ямок следующей формы:

Проводится беседа:

-  В виде каких геометрических фигур изо­бражены ямки? (В виде многоугольников.)

-  Установите закономерность в построении геометрических фигур. (Так как здесь изобра­жены  правильные  многоугольники:   восьми­угольник, семиугольник, шестиугольник, пя­тиугольник, значит, следующим должен быть квадрат.)

-  Чему равна сторона квадрата, если его площадь 81 м2? (9 см.)

-  На сколько квадратных сантиметров уве­личится площадь квадрата, если его сторону увеличить на 1 см? (На 19 см2.)

-  Поясните, как рассуждали. (Если сторону квадрата увеличить на 1 см, то она будет равна 10 см, тогда площадь квадрата 100 см2. Чтобы узнать,  на сколько  квадратных  сантиметров увеличится площадь квадрата, надо из 100 см2 вычесть 81 см2, получится 19 см2.)

Кадр 4. Улов

На доске текст задачи: «Том и Джерри при­шли на озеро ловить рыбу. У Тома в ведре ры­бы больше, чем в котелке у Джерри. Хитрая мышь положила в ведро еще 1 кг 200 г рыбы, а в котелок 3 кг 350 г. Где рыбы стало больше и на сколько?»

Учащиеся замечают, что в данном тексте задачи не хватает данных. Карточка со словами «больше» переворачивается обратной стороной, на которой записано: «Больше на 2 кг 300 г».

Дети по тексту задачи составляют схему и записывают решение:

1 кг 200 г 2 кг 300 г     ;

1) 2 кг 300 г + 1 кг 200 г = 3 кг 500 г

2)3 кг 500 г - 3кг 350 г = 150 г

Ответ: в ведре на 150 г рыбы больше.

Одним из важнейших критериев результа­тивности обучения является не только сформированность у учащихся знаний математических понятий, но и умение применить их в различных условиях. Подтверждением этому служат зада­чи, составленные детьми по заданию учителя: продолжить историю Тома и Джерри, придумав свои версии для героев мультфильма.

Приведем в качестве примера некоторые сюжеты, продолжающие мультфильм.

Аня Е. Ужин Тома и Джерри.

Джерри съел на 300 г рыбы меньше, чем Том. Сколько весит один окунь, если Джерри съел 4 одинаковых окуня, а Том 6 таких же окуней? Сколько килограммов рыбы они съели вместе?

1-й способ

1)6-4 = 2 (ок.) - весят 300 г

2) 300 : 2 = 150 (г) - масса одного окуня

3) 150 • 4 = 600 (г) - съел Джерри

4) 150 • 6 = 900 (г) - съел Том

5) 600 + 900 = 1 500 (г) - съели вместе

2-й способ

1)300 : 2 = 150 (г) - масса одного окуня

2)150 • 10 = 1 500 (г) - съели Том и Джер­ри вместе

Ответ: масса 1 -го окуня 150 г. Том и Джерри съели 1 кг 500 г рыбы.

Марина К. Том и Джерри пловцы.

Том и Джерри одновременно поплыли от одного берега к другому. Расстояние между бе­регами 3 км 80 м. Том проплыл это расстояние за 1 ч 10 мин, а Джерри в 2 раза быстрее. Сколько метров проплывал за 1 минуту Том и сколько метров проплывал за 1 минуту Джер­ри? На сколько метров больше проплывал за 1 минуту Джерри?

1)1 ч 10 мин = 70 мин

2)3 км 80 м = 3080 м

3) 3080 : 70 = 44 (м/мин)

4)44 • 2 =88 (м/мин)

5)88 - 44 = 44 (м/мин)

Ответ: скорость Джерри больше на 44 м/мин.

Формирование общего подхода к изуче­нию математических понятий позволяет уча­щимся переосмысливать изучаемый матери­ал, самостоятельно ориентироваться в нем, использовать его в разных ситуациях. Об этом свидетельствуют приведенные приме­ры задач с величинами, составленные уча­щимися.