Литературный анализ стихотворений "Вальс" В.Бенедиктова и "Цыганская венгерка" А.Григорьева

Страницы работы

Содержание работы

Бенедиктов Владимир

Вальс

Все блестит: цветы, кенкеты,

И алмаз, и бирюза,

Люстры, звезды, эполеты,

Серьги, перстни и браслеты,

Кудри фразы и глаза.

Все в движенье: воздух, люди.

Блонды, локоны и груди

И достойные венца

Ножки с тайным их обетом,

И страстями и корсетом

Изнуренные сердца.

Бурей вальса утомленный

Круг, редея постепенно,

Много блеска своего

Уж утратил.

В данном стихотворении изображен бал, богатое убранство гостиной, роскошно одетых танцоров. Автор  показывает всю красоту танца и его динамику (Всё блестит…; Всё в движенье…).

С точки зрения акустической характеристики, стихотворение читается на повышенных тонах; темп чтения постепенно увеличивается (пары кружатся в вальсе), а к концу идёт на спад  (круг танцующих постепенно редеет).

В стихотворении можно выделить большое количество фонетических средств, которые передают музыкальную атмосферу:

1)  Соотношение гласных и согласных звуков, особенности сочетаемости и повторяемости звуков:

- аллитерации:

а) Цветы, кенкеты, ленты, эполеты, браслеты;

б) Алмаз, бирюза, звёзды, фразы, глаза (звук з – звон);

в) В движенье, воздух, люди, блонды, груди (звук д придаёт динамику происходящему);

г) С тайным, страстями, корсетом, сердца;

д) Утомленный, постепенно; бурей, редея.

- ассонансы:

а) Блестит, цветы, кенкеты, ленты, звезды, эполеты, серьги, перстни, браслеты ( звук е придаёт особую напевность и мелодичность);

б) Воздух, блонды, локоны;

в) Уж утратил.

    2) Размер данного стихотворения – ямб.

    3) Построение рифмы:

           -акустический состав рифмы:

           абсолютная рифма (т. е. состоит из слов, идентичных по своему звуковому составу);

           -полные (точные) созвучия (совпадение последнего гласного в слове и следующих за ним согласных);

           -мужская рифма (ударение на последний слог в строке);

           -простая рифма .

Аполлон Григорьев. Цыганская венгерка

Шумно скачут сверху вниз

 Звуки врассыпную,

 Зазвенели, заплелись

 В пляску круговую.

 Словно табор целый день,

 С визгом, свистом, криком

 Заходит с восторгом весь

 В упоеньи диком.

 Звуки шепотом журчат

 Сладострастной речи...

 Обнаженные дрожат

 Груди, руки, плечи.

 Звуки все напоены

 Негою лобзаний.

 Звуки воплями полны

 Страстных содроганий...

 Басан, басан, басана,

 Басаната, басаната,

 Ты другому отдана

 Без возврата, без возврата...

В центре событий  стихотворения – лирический герой, его переживания, его горе и душевные мучения. Автор сравнивает их с цыганским танцем, которому присуща страсть и эмоциональность.

 Ритм здесь постоянно нарастает, громкость увеличивается и в конце с особенной эмоциональностью, напевностью произносятся цыганские слова.

Данное стихотворение наполнено различными звуками, которые ярко и отчетливо передают атмосферу происходящего (особенно з, ш, с, ж): слышится визг, свист, крик.

1)  Соотношение гласных и согласных звуков, особенности сочетаемости и повторяемости звуков:

- аллитерации:

          а) Вниз, звуки, зазвенели, заплелись, здесь, с визгом, заходил («звон»), лобзаний;

          б) Сверху вниз, врассыпную, словно, с визгом, свистом, с восторгом      весь, сладострастной, страстных содроганий («свист»);

           в) Обнаженные дрожат( аллитерация и ассонанс);

           г) Басан, басан, басана, Басаната, басаната (аллитерация и ассонанс);

           д) Без возврата, без возврата (аллитерация и ассонанс).

          - ассонанс:

          а) шумно скачут сверху вниз звуки врассыпную, в пляску круговую, груди, руки;

          б) с визгом, свистом, криком;

          в) напоены, негою лобзаний, воплями полны, содроганий, другому отдана (звук «о» - певучесть) .

      2) Размер стихотворения – двух и трёхстопный.

      3) Построение рифмы:

           -акустический состав рифмы:

           абсолютная рифма;

           -полные (точные) созвучия в рифме;

           -мужская рифма;

          -по расположению в строках – перекрёстная рифма, т. е. рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки;

          -простая рифма.

Слушая стихотворение, мы воспринимаем не только смысл слов, но и звуки, которые создают эти слова.

Элементы фонетического уровня создают основу композиции данных стихотворений.  Создается впечатление, что те явления, действие которых описывает автор, передаются посредством звуков.

И в стихотворении Бенедиктова, и Григорьева описывается танец. Для создания настроения и передачи авторской идеи, используются аллитерации, ассонансы.

Похожие материалы

Информация о работе