Основные вехи развития методики русского языка в России (18-20 вв.)

Страницы работы

Содержание работы

132. Основные вехи развития методики русского языка в России (18-20 вв.). Учебный предмет «Рус.яз.» складывался постепенно, в основном в 17-18вв. на основе трудов Ломоносова, Буслаева, Даля. Нач. обучение в эти столетия имело три формы: народные начальные школы, подготовительный и первые три класса гимназий и домашнее начальное образование, во многих семьях достигавшее необыкновенной высоты. Обучение элементарному письму опиралось на традиции европейской культуры от Древнего Рима. Начиная с 18 в. Вплодь до 18 в. Буквари (азбуки) составляются не на русском языке, принятом в широком общении, а на славянском. Р.я. входил в школу как язык массового образования в школах при заводах, в воинских частях, городах. Один из первых русских учебников – «Первое учение отроком» Феофана Прокоповича создан в 1721 г. По повелению Птра 1. Но узаконен р.я. как учебный предмет лишь указом Екатерины 2 в 1786г. Основой курса изначально стала грамматика. Шк. грамматика была предметом синтетическим, включала в себя элементы фонетики, графики, орфографии, лексики, словообразования, культуры речи. Но на практике возрастала роль орфографии, и в конце 19 в. Некоторые методисты писали об «орфографическом терроре» в школе. В условиях плюрализма программ и учебников в 90-е годы 20 в. Наиболее употребительными являются учебники Рамзаевой (традиционное направление), Поляковой (научная школа Занкова) и направление Эльконина и Давыдова (автор учебников Репкин). min, обязательный для всех типов школ, определяется гос.стандартами. По традиции, в рус. школе обучение чтению всегда осуществлялось на высокохудожественном материале: дети читали произведения фольклора, доступные, стихи и рассказы писателей классиков – Аксакова, Чехова, Пушкина, Толстого, Некрасова, Тургенева и д.р. До 1917г. в нач. обучении значительное место занимало чтение церковных текстов на славянском языке, что позволяло учителям применять сравнительно-исторический метод. В 20 в. Возможности сравнивать древний язык с совр. школа и методика утратили. В 19в. Исключительное внимание уделялось каллиграфии, ее методика отличалась разнообразием и богатством, достигала высокого мастерства. К сожалению, к концу 20в ей уделяется все меньше внимания; был даже период (70-е годы) когда она была вычеркнута из учебного плана нач. шк. Велик вклад Ушинского в методику рус.яз. («Детский мир», «Родное слово»). По мнению Ушинского овладение языком – разносторонняя деятельность, но стержнем ее должно быть курс грамматики, имеющий практическую направленность. Ушинский предложил систему изложений и сочинений, высоко ценил самостоятельную речь детей. Уш. Ввел новую методику обучения грамоте – на звуковой основе, при сочетании аналитической и синтетической работы учащихся. (звуковой аналитико-синтетический метод) Толстой – слуховой метод обучения грамоте. Конец 19 начало 20 вв – это время необычайного подъема творческой мысли в педагогике и в методике рус. яз. Создаются новые программы  Вахтеров – создатель новой педагогики, автор хрестоматии «Мир в рассказах для детей». Паульсон – автор многих учебников. Остроговский – автор-составитель лучших хрестоматий «Живое слово». За это время успешно формируется методика развития речи, творческие работы становятся обычным делом в школе. История методики нач. обучения 20 в. оценивается неоднозначно. С одной стороны отмечается прожекторство 20-х годов (исключение грамматики, отказ от правил) отказ от разноуровевого обучения. Методика окрепла в научном отношении: определились ее связи с дидактикой и особенно с пед.психологией. С конца 50х годов возникают новые направления: программы и учебники дидактической школы Занкова, научной школы Эльконина. Опираясь на идеи Пешковского Рамзаева разрабатывает  систему изучения всех сторон языка. Усиление позиций речи в филологическом образовании явилось одной из причин возрождения риторики в доступных элементах – «детская риторика» (Ладыженская). Рождественский – методика правописания. В области методики чтения – Соловьева; Голованова, Горецкий, Климанова – Родная речь. Стрельцова и тамарченко – курс мировой литературы.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
16 Kb
Скачали:
7