Грамота? да! Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Часть 2 (Занятия 12-22: Гласные и согласные звуки. Слоги. Деление слов на слоги)

Страницы работы

36 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Т.В. ПЯТНИЦА

ГРАМОТА?

ДА!

Подготовка к обучению грамоте

детей дошкольного возраста

Часть 2

Минск 2005

Занятие 12

Тема: Гласные и согласные звуки

a  формировать у детей  представления о гласных и согласных звуках, показать их различия в артикуляции; дифференцировать  гласные звуки, учить детей по артикуляции определять гласный звук; формировать представления о словах-антонимах.

 1. Дифференциация длинных и коротких слов, обозначение слов полосками.

- Ребята, слушайте задание: назовите предметы, изображенные на картинках, обозначьте полосками длинные и короткие слова.

- «Прочитайте» слова и прошагайте их. Какое из слов оказалось самым длинным?

ЗУБ                            КРАН             ТЕЛЕВИЗОР                         КАТУШКА                ХЛЕБ

КАРАНДАШИ          КЛЮЧ           СТОЛ                                     ПАРОВОЗ                  АКУЛА

СНЕГОВИК              МЯЧ

 2. Формирование понятия «гласные звуки»

- Давайте вспомним, какие песенки-звуки пели зверушки из сказки «Теремок»

А    О    У    И   Ы    Э

- Произнесите эти звуки протяжно, пропойте их.

- А теперь пропойте звуки Г, К, Х. Почему ничего не получилось? (Эти звуки не поются)

- Когда мы произносим звуки А, О, У, И, Э, Ы  говорить нам их легко, рот открыт, нашему голосу ничего не мешает петь.

- Поднесите ладонь к губам и произнесите  звуки А, О, У. Что вы почувствовали? (Дует ветерок – воздушная струя)

- Положите ладонь на шею и почувствуйте, как дрожит голосок, когда произносит звуки А, О, У, И, Э, Ы.

- Мы сейчас познакомились со звуками, которые легко можно петь. Это звуки свободные, певучие, голосистые. Они так и называются 

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

- Запомните это название. Давайте скажем вместе: «Гласные звуки»

- Гласных звуков всего 6. Назовите их.

- Чтобы лучше запомнить гласные звуки, мы  нарисуем их портреты. И обозначим гласные звуки красным цветом на схемах.

 
 

                                                                               

А               О                 У               И               Э                  Ы

- Ребята, я буду артикулировать  гласные звуки без голоса, а вы по моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хочу сказать.

А  И   У   У  О   Ы   О  А  Э  И  У  О

 3. Формирование понятия «согласные звуки»

- Дети, я хочу рассказать вам сказку. (Показ на фланелеграфе)

ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е  З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.

«ПППППП», - ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»

«ТТТТТТТТ»,  - ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»

«КККККККК», - ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.

- НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, - СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?

- СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.

- ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ

«С О Г Л А С Н Ы Е   З В У К И», - СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.

И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ  ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ.

Педагог (а затем и дети) поют на мотив песенки из м/ф «Чебурашка» ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ , объединяя звуки П,К,Т с гласными:

ПА        ПО      ПУ      ПЫ      ПИ      ПЭ

ТА        ТО       ТУ       ТЫ      ТИ       ТЭ

КА        КО      КУ      КЫ      КИ      КЭ

- Теперь вы знаете, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные – голосистые, певучие, произносятся свободно. Согласные звуки – произносятся отрывисто, звучат тише, воздушная струя при их произнесении встречает на своем пути преграду. Согласные звуки легче произносить вместе с гласными.

- Мы можем  нарисовать портреты согласных звуков, чтобы лучше их запомнить. [1] Согласные звуки будем обозначать  синим цветом.

20

21

22

23

24

25

М – корова мычит

П – паровоз пыхтит

В – ветер воет

Т – молоток стучит

Д – барабан звучит    

Г – гусь гогочет

26

27

28

29

30

31

Х – греем руки

К – каблучки стучат

С – насос свистит

Н – девочка плачет

Б – колокол звенит

Ф – фонтан шумит

32

33

34

35

36

37

З – комар звенит

Ц – тише, спит малыш

Ш – воздух шипит

Ж – пчела жужжит

Л – корабль гудит

Р – мотор самолета  гудит

  4. Развитие интонационной выразительности речи, силы голоса

- Если согласный звук Т станет рядом с гласным звуком У, получится песенка паровоза: ТУ-УУУУУ. Давайте сначала изобразим голосом далекий гудок, он звучит очень тихо, потому что паровоз далеко, потом громче, еще громче, очень громко, потом голос слабеет, как будто паровоз уезжает, удаляется.

Выноска-облако: ТУУУУ
Выноска-облако: ТУУУ
 


Выноска-облако: ТУУУ  

 


Выноска-облако: ту-ууу

Выноска-облако: ту-уууВыноска-облако: ТУУУВыноска-облако: ТУУУ                                                                          

  5. Формирование представлений о словах-антонимах

- Ребята, Карандаш хочет научить вас играть в новую игру. Она называется «Наоборот».

Карандаш:

- Слушайте стихи и вставляйте нужное слово.

НАМ С ТОБОЙ ПРИШЕЛ ЧЕРЕД

СЫГРАТЬ В ИГРУ «НАОБОРОТ».

СКАЖУ   Я СЛОВО ВЫСОКО,

А ТЫ ОТВЕТИШЬ: НИЗКО.

СКАЖУ Я СЛОВО ДАЛЕКО,

А ТЫ ОТВЕТИШЬ … (БЛИЗКО).

СКАЖУ Я СЛОВО ПОТОЛОК,

А ТЫ ОТВЕТИШЬ: …(ПОЛ).

СКАЖУ Я СЛОВО ПОТЕРЯЛ.

И СКАЖЕШЬ ТЫ: … (НАШЕЛ).

СКАЖУ ТЕБЕ Я СЛОВО  ТРУС,

ОТВЕТИШЬ ТЫ: … (ХРАБРЕЦ).

ТЕПЕРЬ НАЧАЛО Я СКАЖУ, -

НУ, ОТВЕЧАЙ: … (КОНЕЦ).

Педагог:

- Подберите слова с противоположным значением и к моим словам:

ЧЕРНЫЙ -  БЕЛЫЙ                  ЛЕВЫЙ – ПРАВЫЙ

ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ         НАВЕРХУ – ВНИЗУ

МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ    ОПУСКАТЬСЯ – ПОДНИМАТЬСЯ

ОТКРЫВАТЬ – ЗАКРЫВАТЬ  НАЧИНАТЬ – ЗАКАНЧИВАТЬ

ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ            БЫСТРО – МЕДЛЕННО

НОЧЬ – ДЕНЬ                            ТОНКИЙ – ТОЛСТЫЙ  и т.д.

 6. Подготовка руки к письму, гимнастика  для пальцев. Упражнение «По грибы»

ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ? (пальцы сжаты в кулак)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК В ЛЕС ХОДИЛ (отгибается мизинец)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ГРИБ НАШЕЛ (отгибается безымянный палец)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЧИСТИТЬ СТАЛ  (отгибается средний палец)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЖАРИТЬ СТАЛ  (отгибается указательный)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ВСЕ СЪЕЛ,

ОТТОГО И ПОТОЛСТЕЛ (отгибается большой палец)

МОЖЕШЬ ПАЛЬЦЫ СОСЧИТАТЬ:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.( считается каждый палец отдельно)

 8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов овальной и полукруглой формы.

«ГРИБЫ»


Занятие 13.

Тема: Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные

a  учить дошкольников различать гласные и согласные звуки; знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить различать их на слух, показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости-глухости.

 1. Закрепление понятий «звук» и «слово»

- Назовите любой звук.

- Назовите слово.

- Назовите два слова.

- Назовите три любых звука.

2. Дифференциация гласных и согласных звуков.

- Какие вы знаете звуки? (Гласные и согласные)

- Назовите гласные звуки. Покажите их на схеме. Каким цветом они обозначаются?

- Почему гласные звуки так называются?

- Как произносятся согласные звуки? Покажите на схеме согласные звуки. Назовите некоторые из них. Каким цветом они обозначены?

- Сегодня у нас в гостях Карандаш. Он поиграет с вами.

Карандаш:

- Я буду называть гласные и согласные звуки. Когда я буду произносить гласный звук, повторяйте его хором, когда буду произносить согласный – поднимайте вверх синий сигнальный круг.

(После проговаривания 10-15 звуков задание усложняется: Карандаш выполняет обманные движения – поднимает синий сигнал при произнесении гласных звуков)

 3. Формирование представлений о звонких и глухих согласных звуках.

- Мы с вами уже знаем, что гласные звуки очень музыкальные, звонкие, они состоят из чистого голоса. Поэтому их так легко петь. А вот согласные звуки произносятся по-разному. Мы сейчас споем две песенки: песенку комара: ЗЗЗЗЗ и песенку воды:

Похожие материалы

Информация о работе