Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [р]: Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса

Страницы работы

Содержание работы

29/09/10

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса

Тема: Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [р].

Цель: постановка проторного звука [р].

Задачи:

Обучающие:

1)  подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [р];

2)  научить ребенка произносить проторный звук [р].

Развивающие:

1) развивать фонематический слух, фонематические представления;

2) совершенствовать навыки фонематического анализа;

3) активизировать предметный словарный запас;

4) развивать слуховое внимание;

5) развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать умение четко выполнять инструкцию.

Оборудование: зеркало, карточка с буквой Р, предметные картинки по лексической теме «Грибы», картинка с черно-белыми изображениями, карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.

- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы учились произносить звук [р]/.

- Правильно. Сегодня мы продолжим учиться. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику. Поставь зеркало на подставку.

Ребенок ставит зеркало на подставку.

  1. Артикуляционная гимнастика (4 мин).

Упражнения для губ:

1.«Трубочка».

- Вытянем губки вперед, как будто хотим сказать звук У. Держи, а я посчитаю до 6.

2.«Заброчик».

- Улыбнемся, сомкнем и покажем зубки.

Далее – чередование «Трубочки» и «Заборчика».

Упражнения для языка:

3. «Лошадка».

- Поедем за грибами на лошадке. Лошадка цокает копытцами по мостовой. Поцокаем язычком.

4.  «Грибок».

-  Соберем грибки и повесим на сучок. Присосем язычок к небу. Срезаю и кладу в корзинку лисичку, боровик, моховик, подосиновик.

Выкладываются картинки с изображением грибов.

- Хорошо. А теперь ты назови мне эти грибы. /Лисичка, боровик, моховик, подосиновик/.

5. «Сдуем листок с грибка».

- Давай сделаем «грибок» и произнесем звук [ц]. Сдули листик с грибка.

6. «Чашечка».

- Приготовь чашечку, я налью тебе чаю. Тебе нужно округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки».

7. «Дятел».

- А в лесу нас снова встречал дятел. Откроем рот, поднимем язык за верхние зубы и постучим по бугоркам за верхними зубками, произнося звук [т].

Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения, смотря в зеркало.

  1. Основная часть (13 мин).

А) Постановка проторного звука [р]. Подготовительный этап.

- Теперь вспомним упражнение, которое мы изучали на прошлых занятиях. Сделаем «Блинчик» и поднимем язычок на верхнюю губку. Отправим язычок за верхние зубки и отодвинем его к бугоркам. Улыбнись, чтобы твои зубки были видны. Держи язык широким наверху. Скажи з-з-з-з.

Слышится звук, похожий на зж.

Упражнения повторяются несколько раз.

Б) Постановка проторного звука [р]. Основной этап.

- А что мы делали дальше, помнишь? Мы к звуку [з] прибавляли звук [а]. Язычок держали там же, наверху.  Давай вспоминать, как мы делали.

Ребенок выполняет упражнение.

Аналогично: зы, зо, зу. Слышатся слоги ра, ры, ро, ру.

- Молодец. У тебя уже хорошо получается. На следующем занятии продолжим нашу работу.

В) Дидактическая игра «Поймай звук».

Логопед предлагает ребенку карточку с буквой Р.

- Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду говорить много разных звуков, а ты подними карточку с буквой Р, если услышишь звук [р].

[с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р].

Аналогично - в слогах.

Ру, ло, ка, ра, ро, ры, лы, са, ры.

Аналогично слова – радуга, карандаш, лампа, тапочки, марафон, телевизор, полка, лев.

Г) Определение места звука [р] в словах.

- Я буду тебе читать слово, а ты определи, где в нем звук [р] и начерти схему в тетради.

- Для этого давай вспомним, как мы делим слова на слоги? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/.

Логопед показывает образец выполнения задания.

Карандаш, радуга, компьютер, работа, разница, гаражи, комар, горки.

Ребенок выполняет задание.

Д) Дидактическая игра «Тихо-громко».

- Хорошо. А теперь мы поиграем в игру «Скажи тихо-громко». Я буду называть разные слова, а ты должен их сказать сначала тихо, а затем громко. Понятно задание? /Да/.

Мама, кот, день, нос, лиса, молоко, диван. 

- Хорошо. Вспомни слова, которые мы сейчас называли. /Мама, кот, день, нос, лиса, молоко, диван/.

- В этих словах есть звук [р]? /В этих словах нет звука [р]/.

Е) Дидактическая игра «Раскрась».

Логопед предлагает ребенку картинку с черно-белыми изображениями.

- Перечисли, что здесь нарисовано. /Радуга, мороженое, диван, телевизор, помидор, лук, ананас, море, дверь/.

- Раскрась только те изображения, в названиях которых есть звук [р].

Ребенок раскрашивает изображения, в названиях которых есть звук [р].

  1. Итог занятия (2 мин).

- Чем мы сегодня занимались?

- Что тебе понравилось?

- Дома потренируйся ставить язычок также, как мы ставили его здесь сегодня.

- Какой звук мы при этом произносили? /З-з-з/.

- Правильно. А слоги какие? /За, зо, зу, зы/.

Логопед оценивает деятельность ребенка.

Похожие материалы

Информация о работе