Система дидактических и словесных игр и упражнений, направленная на развитие и коррекцию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Система дидактических и словесных игр и упражнений, направленная на развитие и коррекцию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Материал рассчитан на включение игр в логопедические занятия, занятия по развитию речи и режимные моменты. Выделяются следующие направления в работе по формированию структуры значения слова:

1. Формирование денотативного аспекта значения слова (то есть представлений о конкретных особенностях предмета).

2.  Формирование понятийного аспекта значения слова (то есть обобщения существенных признаков предметов).

3. Формирование контекстуального аспекта значения слова (то есть употребления слова в зависимости от контекста).

Игры, формирующие представления о конкретных признаках предметов

Игра «Цветовое лото»

Цели. Расширение объема словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», обогащение словаря наименованиями цветов и их оттенков, уточнение представлений о цвете плодов растений (развитие денотативного аспекта значения слова).

Оборудование. «Цветовое лото»: 4 большие карты разделены на 4 части. Каждый квадрат карты имеет свой цвет. К картам прилагаются 4 картинки с изображениями плодов растений.

1-я карта: зеленый цвет огурца; салатный цвет кабачка; светло-оранжевый цвет моркови; желто-красный цвет абрикоса.

К карте прилагаются карточки: огурец, абрикос, морковь, кабачок.

2-я карта: красный цвет помидора; малиновый цвет малины (густо-красный с фиолетовым оттенком); лилово-красный цвет свеклы; ярко-красный цвет редиски.

К карте прилагаются карточки: помидор, редиска, свекла, малина.

3-я карта: сливовый (синий) цвет сливы; розовый цвет черешни; темно-фиолетовый цвет баклажана; темно-красный цвет вишни.

К карте прилагаются карточки: черешня, вишня, баклажан, слива.

4-я карта: коричневый цвет картофеля; черный цвет смородины; густо-желтый с красноватым оттенком цвет апельсина; светло-желтый цвет лимона.

К карте прилагаются карточки: апельсин, картофель, смородина, лимон.

Содержание.

Взрослый задает вопрос: «У кого салатный цвет?» Ребенок находит соответствующий цвет и отвечает: «У меня салатный цвет». Взрослый: «Я буду показывать картинки. Кто узнает предмет такого же цвета, как у него на карте, ответит на мой вопрос». Взрослый показывает детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это что?» Ребенок, узнавший свой цвет, отвечает: «Это кабачок». Взрослый: «Какой он по цвету?» Ребенок: «Кабачок салатный (или светло-зеленый)». Если ребенок не смог правильно назвать плод, его цвет, картинка откладывается в сторону.

Аналогично проводятся игры на уточнение цвета по темам «Животные», «Птицы», «Насекомые» на материале объектов, для которых цвет — значимый существенный признак.

Игра «Геометрическое лото»

Цель. Расширение объема словаря (обогащение наименованиями форм), уточнение представлений о форме предметов (развитие денотативного аспекта значения слова).

Оборудование. «Геометрическое лото»: 5 больших карт, в центре каждой из которых — геометрическая фигура (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник). К каждой большой карте прилагаются 4 картинки.

К карте с изображением квадрата прилагаются карточки: торт, телевизор, тумба, платок»

К карте с изображением прямоугольника прилагаются карточки: стаканчик мороженого, шкаф, вагон, тетрадь.

К карте с изображением круга: шляпа, репа, тарелка, стол.

К карте с изображением овала:батон, лодка, огурец, картофель.

К карте с изображением треугольника: пирамидка, морковь, кусок сыра, часы.

Взрослым подбираются комплекты картинок по лексическим темам

Похожие материалы

Информация о работе