Использование кодоскопа на лекциях по методике преподавания математики

Страницы работы

Содержание работы

С. Е. ЦАРЕВА. Использование кодоскопа на лекциях по методике преподавания математики // Начальная школа, 1984. - № 5. – С.71-73.

В становлении будущего учителя начальной школы особая роль принадлежит его методической подготовке. Эту подготовку он в основном полу­чает при изучении курса методики преподава­ния математики.

В лекциях по методике преподавания мате­матики в начальных классах излагаются основные теоретические положения, показывается возмож­ность реализации положений педагогики, психоло­гии и методики в преподавании предмета, зна­чение математических знаний учителя для успеш­ного обучения детей в школе, конкретизируются общие методические требования, освещается опыт передовых учителей.

Лекции знакомят также студентов с историей развития методики, с основными направлениями научных исследований, ведущихся в настоящее время, с еще не решенными проблемами ме­тодической науки, с требованиями к математи­ческой подготовке учащихся и т. п. Включение в содержание лекций всех перечисленных вопросов дает возможность решать те задачи, которые сфор­мулированы в объяснительной записке к про­грамме по методике преподавания математики.

Реализовать же функции лекций возможно лишь при повышении их информационной насы­щенности и одновременном создании соответст­вующих условий для восприятия и усвоения ин­формации студентами. Повышению информацион­ной насыщенности лекций помогает использова­ние на них кодоскопа.

Раскроем возможности и методику примене­ния кодоскопа на лекциях по методике препо­давания математики с целью повышения их ин­формативной емкости.

К каждой лекции готовятся серии кодопози­тивов, которые раскладываются в конверты и ну­меруются в порядке их использования. Содержа­ние кодопозитивов разнообразно, поэтому и ис­пользуются они при чтении лекции для различ­ных целей. По цели и месту, которые занимает тот или иной кодопозитив в лекции, их условно можно разделить на три серии.

Первая серия кодопозитивов предназначена для выделения главных моментов лекции.

Вторая серия кодопозитивов носит справоч­ный характер и помогает студентам восстановить в памяти необходимые для понимания лекции знания.

Третья серия кодопозитивов иллюстрирует и конкретизирует основные методические рекомендации, предлагаемые в лекции.

Кратко охарактеризуем содержание кодопозити­вов каждой серии и покажем возможную ме­тодику работы с некоторыми из них.

Первая серия кодопозитивов содержит основ­ные моменты лекции, которые должны быть от­ражены в конспектах студентов. Это план лек­ции и ее разделов; список основной литера­туры по теме; план изучения того или иного понятия или темы в начальной школе; система требований к знаниям учащихся по определенно­му разделу; выводы по некоторым разделам лек­ции или по всей лекции в целом.

Подготовка кодопозитивов этой серии требует серьезной работы над содержанием и последова­тельностью изложения материала, над выделением наиболее существенного в содержании лекции. Та­кая серьезная предварительная подготовка способ­ствует разгрузке лекции от второстепенного мате­риала, что в свою очередь приводит к рацио­нальному использованию лекционного времени, со­здает хорошие предпосылки для усвоения студен­тами материала, приучает их к правильному кон­спектированию.

Демонстрация кодопозитива, например, с планом лекции и списком рекомендуемой литературы к данной теме позволяет преподавателю давать до­полнительные комментарии. Так, указав литерату­ру по теме и спроецировав ее список на эк­ран, преподаватель имеет возможность кратко оха­рактеризовать каждую из рекомендуемых книг и статей, пока студенты переписывают список лите­ратуры.

Аналогично может проводиться работа и при де­монстрации некоторых других кодопозитивов ука­занной серии с учетом, конечно, их содержа­ния, необходимости таких комментариев, воз­можности восприятия дополнительной информа­ции студентами.

При проецировании плана лекции или ее раздела можно, например, прокомментировать целе­сообразность рассмотрения темы именно по пред­лагаемому плану.

При изложении методики ознакомления с тем или иным понятием часто бывает полезно выде­лить основные этапы этой работы, последователь­ность выполнения системы упражнений и т. п. Обоснование содержания этих этапов целесооб­разно также проводить по ходу проецирова­ния соответствующего” кодопозитива.

Проектирование соответствующего кодопозитива во время лекции помогает студентам записать в тетрадях главное, существенное, а сделан­ные студентами краткие примечания к каждому пункту позволят им при подготовке к прак­тическим и лабораторным занятиям или к уро­кам во время педагогической практики легко конкретизировать общее положение в заданиях для учащихся.

Вторая серия кодопозитивов включает мате­риалы по математике, педагогике, психологии, предыдущим лекциям по методике, которые долж­ны быть актуализированы в памяти студентов для лучшего восприятия содержания читаемой лекции.

Применение кодопозитивов второй серии по­зволяет без особых затрат времени восста­новить в памяти студентов необходимые знания, показать межпредметные связи, включить студен­тов в активный поиск методических путей изучения того или иного материала, путей реализации того или иного требования педагогики, психологии.

Например, в лекции на тему “Методика изу­чения алгебраического материала в начальной школе” один из пунктов плана лекции форму­лируется так: “Формирование представлений уча­щихся об уравнениях. Методика обучения реше­нию уравнений”. Перед изложением этого вопроса студентам предлагается вспомнить определение по­нятия уравнения. После опроса одного-двух сту­дентов это определение проецируется на экран. На этом же кодопозитиве помещается определе­ние уравнения, которое дается в учебнике ма­тематики для IV класса (см. с. 58):

“Равенство с переменной называют уравнением.

Каждое значение переменной, при котором по­лучается верное равенство, называют корнем урав­нения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни, то есть множество его корней”.

Выясняется идентичность этих определений и делается вывод, что в начальной школе у учащих­ся должно быть сформировано представление об уравнении как о равенстве, которое при од­них значениях буквы может быть верным, а при других — неверным. Подчеркивается, что опреде­ление учащимся начальных классов не дается.

Так как определение уравнения спроецировано на экране, то имеется возможность провести его анализ с целью построения плана изуче­ния уравнений в начальной школе. Выясняется содержание подготовительного этапа, обосновыва­ется необходимость ознакомления учащихся с ре­шением уравнений способом подбора. Разрабо­танный план проецируется на экран, студенты приступают к разработке системы упражнений, с помощью которой реализуется каждый пункт этого плана.

Похожие материалы

Информация о работе