Дорожные покрытия на основе горячих асфальтовых смесей, страница 18

Транспортные организации традиционно использовали спецификации методов для регламентирования и приемки материалов асфальтовых дорожных покрытий и строительства в целом. Опираясь на спецификацию этого типа, заинтересованная организация указывает на методы, используемые в строительстве участка дорожного покрытия. Если подрядчик придерживается предписанных методов, и их принятие проверяется инспектором, подрядчику гарантируется 100% оплаты. Главным недостатком  спецификаций методов является то, что ценовые регулирования при несогласии подрядчика часто бывают спорными и опираются только на суждения инспектора или инженера от организации-заказчика. Со спецификациями типовых методов редко связаны статистические концепции, что делает принятие таких документов несколько субъективным.

За прошедшие 20 лет многие организации перешли к спецификациям, в которых подрядчик отвечает за контроль качества и может выбирать используемые методы строительства. Сообщается желаемый окончательный результат, причем подрядчику или изготовителю предоставляется полная свобода действий для достижения этого результата. Однако, как правило, предусматриваются некоторые ограничения с целью гарантии, по меньшей мере, минимально допустимого уровня качества и прекращения интенсивного строительства или производства до обнаружения дефектов. Так, более частое использование спецификаций контроля и гарантии качества усугубляет необходимость выбора надежных методов строительства и смещает ответственность за контроль качества с организации-заказчика на подрядчика.

В этой главе уделяется внимание контролю и гарантии качества (КГК) согласно спецификациям обоих типов. Сначала дается определение понятиям контроль качества и гарантия качества. Затем рассматриваются спецификации методов и спецификации контроля и гарантии качества. Следует отметить, что в рамках этих двух обширных классов спецификаций существует много подробных вариантов, зависящих от собственника, и что большинство актуальных спецификаций объединяет особенности обоих типов. Заметьте также, что руководящие указания по контролю и гарантии качества  в производстве и укладке смесей Superpave приведены в публикации NCHRP Report 409, Quality Control and Acceptance of Superpave-Designed Hot-Mix Asphalt (1).

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Контроль качества  

Качество горячих асфальтовых смесей определяется в отношении характеристик  (например, содержание битума, воздушные пустоты, плотность), требующихся для достижения специфического уровня очень хороших показателей (см. Раздел 3). В случае материалов для автодорожных, горячих асфальтовых смесей или строительства, качество измеряется в соответствии с определенным уровнем характеристик, выраженных такими особенностями, как долговечность, качество езды и безопасность. Контроль качества или технологический контроль горячей асфальтовой смеси характеризуется соотношением и смешиванием ингредиентов горячей асфальтовой смеси (наполнителей и битума) в соответствии с  регламентом, чтобы можно было ожидать надлежащее исполнение дорожного покрытия.

Важно отличать технологический контроль от приемочного испытания.  Приемочное испытание базируется на принципе оценки параметров характеристики партии путем ограниченной случайной выборки. Партия – это количество материала  (например, дневная производственная норма, 1000 погонных метров, 15000 метрических тонн), изготовленного практически в одних и тех же условиях. Случайная выборка – это процедура, с помощью которой любая часть партии имеет равную возможность быть выбранной в качестве образца. Обычно, проверенные параметры представляют собой приемлемый уровень качества и степень изменчивости или постоянства. На организации-заказчике лежит ответственность за приемку партии по полной оплате, премиальной системе оплаты, пониженной оплате или непринятия партии вовсе.

С другой стороны, технологический контроль является средством, обеспечивающим адекватные проверки в процессе производства (или строительства), чтобы свести к минимуму риск подрядчика или изготовителя в случае отказа от партии. Технологический процесс будет под контролем, когда все отвергаемые варианты оказываются в пределах допустимых отклонений. Фактически, основная цель контроля технологического процесса заключается в устранении возможных причин изменений с тем, чтобы общая изменчивость подготовленной партии приближалась к изменениям, используемым при расчете схемы выборки для приемки партии. Далее можно сказать, что контроль технологического процесса призван поддерживать данный уровень производства в приемлемом режиме и степенью постоянства, тогда как приемочное испытание -  это проверка конечного продукта  с целью определения степени его готовности.

В настоящее время многие организации требуют от производителя горячих асфальтовых смесей или подрядчика быть ответственными за всю деятельность по контролю качества, включая проведение тех испытаний и корректировок, необходимых для производства дорожного покрытия на основе горячей асфальтовой смеси, которые будут отвечать всем показателям ожидаемого качества. Контроль качества включает проверку и соблюдение качества наполнителей, закупаемых с рудников и карьеров, чтобы поддерживалась их однородность; определение содержания холодного сырья или веса горячего бункера (при необходимости), добавление нужного количества битума, определение продолжительности и технологии смешивания; определение правильной укладки и надлежащей технологии уплотнения катком. И что наиболее важно, контроль качества включает постоянную проверку и оценку результатов испытаний для выяснения производственного контроля . Контроль качества также включает действия заводского персонала по внесению необходимых изменений и корректировок в повседневные операции.