Сердечная недостаточность (Методические рекомендации для преподавателей), страница 2

12.  Острая застойная левожелудочковая недостаточность (ОЛЖН): кардиальная астма и отек легких; наиболее частые причины ее вызывающие?

13.  Неотложная терапия ОЛЖН (алгоритмы купирования кардиальной астмы и отека легких) на фоне низкого, нормального и высокого АД?

14.  Острая застойная правожелудочковая недостаточность (ОПЖН): наиболее частые причины ее вызывающие и тактика купирования?

15.  Острая застойная недостаточность бивентрикулярного типа, наиболее частые причины ее развития и тактика купирования?

Незнание приоритетных вопросов (4, 5, 9, 13, 14, 15) не позволяет оценивать исходные знания удовлетвортельной оценкой.

9. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

·  МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ -- учебный класс и палаты в кардиологическом и реанимационном отделениях больницы.

·  ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ -- карты с ситуационными задачами, таблицы и слайды, отражающие патогенез, этиологию и классификацию СН, рентгенограммы грудной клетки больных с сердечной недостаточностью различного происхождения (с признаками кардиомегалий и застойных явлений в малом круге), ЭКГ, ЭхоКГ; истории болезней, выписавшихся или умерших больных и тематические больные с острой и ХСН.  Набор медикаментов, используемых в лечении СН (ИАПФ, сердечные гликозиды, мочегонные, антиаритмические средства, метаболики).

·  УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Вначале проводится опрос готовности студентов потеме домашнего задания (по учебно-целевым вопросам) с активным обсуждением узловых вопросов СН (необходимо обеспечить активное участие и заинтересованность каждого студента в обсуждении основных вопросов темы занятия). Следует: выяснить знание студентами этиологии, классификации острой и ХСН, клинических критериев СН; проверить знания студентами вопросов терапии СН разных видов, механизм действия часто применяемых лекарственных препаратов, их оптимальные дозировки, возможные осложнения часто применяемых лекарственных препаратов, а также вопросы диетотерапии и адекватности режима при различных вариантах СН.

Далее студенты самостоятельно (что стимулирует сознательное усвоение знаний и активное восприятие ими учебного материала):

-  собирают анамнез у тематических больных (с учетом причин, вызвавших появление СН; оценкой провоцирующих факторов усиливших проявления СН и динамики развития симптомов СН);

-  проводят тщательное физикальное обследования больного (учет изменений со стороны сердца, пульса, наличие асцита, отеков) с последующей суммацией полученных данных и постановкой предварительного диагноза;

-  интерпретируют имеющиеся по обсуждаемому больному клинико-лабораторные и инструментальные данных с последующим обоснованием клинического диагноза (обязательно указывается болезнь, вызвавшая СН, ее тип и стадия)  и проведением  дифференциальной диагностики;

-  решают вопросы индивидуализированной терапии СН, обращая особое внимание на алгоритмы оказания неотложной терапии больным: с ОЛЖН (кардиальная астма и отек легких) на фоне низкого, нормального и высокого АД; с острой застойной правожелудочковой недостаточностью и острой застойной недостаточностью бивентрикулярного типа.

Последующий тематический разбор больных с различными проявлениями СН (этиология, вид и стадия), с коррекцией выявленных ошибок,    проводится преподавателем у  постели больного и в учебной комнате. При клиническом разборе больного с СН необходимо увязывать изучаемую тему с конкретными и актуальными задачами практического здравоохранения РБ и с имеющимися тенденциями в зарубежной медицине.  Также анализируются знания вопросов профилактики СН и реабилитационных мероприятий.

10. ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.  Бокарев И.Н., В.С. Смоленский. Внутренние болезни (Дифференциальная диагностика и терапия: Руководство для студентов). М.: РОУ, 1996.- С. 95 - 127.

2.   Фомина И.Г. Неотложная терапия в кардиологии. М.: Медицина, 1997. - С. 197- 254.

Дополнительная:

1.  Внутренние болезни \Под ред. Б.И.Шулутко. СПб, 1994. - С. 206 - 220.

2.  Ишемическая болезнь сердца \Под ред. Н.А. Манака. Мн., 1997. - С. 165-185.

3.  Практическая кардиология \Под ред. В.В. Горбачева. Мн.: Вышэйшая школа, 1997. - С. 217 - 274.

4.   Шлант Р.К., Александер Р.В. Клиническая кардиология. Пер. с англ. (Краткое руководство). М.: БИНОМ, СПб., 1998. - С. 1 - 14.

5.  Яхонтова О.И., Рутгайзер Я.М., Валенкевич Л.Н. Дифференциальный диагноз основных синдромов при заболеваниях внутренних органов. Петразаводск, 1995.- С.74 - 90.