Преобразования в сфере высшего государственного управления. Реформирование органов центрального управления. Организация губернского и городского управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1. Преобразования в сфере высшего государственного управления.

Изначально, ослабив власть Боярской Думы Петр I создал Ближнюю канцелярию (1704г.), которая лишь решала вопросы финансового контроля. Заседания Боярской Думы в Ближней канцелярии именовались Консилией министров.

Однако, уже в 1711 году создается Правительствующий Сенат – постоянно действующее высшее правительственное учреждение, которое своим появлением прекратило действие Консилии.

Сенат являлся коллегиальным органом власти, который был наделен широкими полномочиями. Он заботился о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу. Сенат был как законосовещательным органом, так и органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами.

Позже Петр I создает коллегии, которые разгружают Сенат от второстепенных дел.

В то же время во главу Сената император ставит генерал-прокурора, наделяя его широкими полномочиями (осуществление контроля за работой Сената, председательство на его заседаниях, а также право законодательной инициативы).

Таки образом, Сенат становится высшим органом надзора за государственным управлением.

Помимо Сената с укреплением власти Петра I он создает Кабинет – личную канцелярию.

В 1721 года создается Духовная коллегия, позже преобразованная в Святейший Правительствующий синод, в связи с чем церковь превращается в одно из звеньев государственного аппарата.

2. Реформирование органов центрального управления.

После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями. Коллегиальная система отличалась от приказной, прежде всего, более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если ранее сбором налогов и их распределением ведали разнообразные приказы, то теперь основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений — Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей. В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их — асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну.

Коллегии получали указы только от царя и Сената, но сенатские указы они могли не исполнять, если те противоречили указам царя. Об этом Коллегии докладывали как царю, так и Сенату.

В 1718—1722 гг. было создано 12 коллегий. Коллегии — Военная (комплектование, снаряжение, обучение сухопутной армии), Адмиралтейская (военно-морской флот) и Иностранных дел ((международные отношения) составляли группу «трех первейших государственных коллегий». Камер-коллегия ведала расходами, а Штатс-контор-коллегия - доходами государства. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль. Торговля и промышленность находились в ведении Берг-коллегии (горно-металлургическая), Мануфактур-коллегии (легкая промышленность) и Коммерц-коллегии (судоходство, таможня, внешняя торговля). Юстиц-коллегия ведала судами и являлась для них апелляционной инстанцией. Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, охраняла владельческие права дворянства на землю и на крепостных крестьян.

В 1722 г. была образована Малороссийская коллегия (функции Малороссийского приказа – ведала делами на Украине).

Принятая в 1722 года «Табель о рангах» выявила новую историческую

Похожие материалы

Информация о работе