Системные представления знаний в инвариантной структуре блочно-модульного содержания на примере темы «пространственные кривые». Совместное решение геометрических задач и задач визуализации с использованием компьютеров, страница 8

В заключение, можно сказать, что для визуализации анализируемых данных различных проектов обработки и прогнозировании широкое внедрение компьютерной графики позволит довольно быстро, наглядно и с наименьшими затратами представить результаты решения задач различными методами и алгоритмами. Данное направление является перспективным и развивающимся. Уже сегодня многие методы наглядней демонстрировать в трехмерном пространстве, например методы построения ассоциативных правил.

УДК 65.011

ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ САПР

П. Е. Ефимова

Рыбинская государственная авиационная технологическая академия

имени П. А. Соловьёва, E-mail:kgraph@rgata.ru

Объектом исследования является интегрированная система, используемая в подразделениях, осуществляющих технологическую подготовку производства. В общем виде данный этап можно разбить на два: создание маршрутных и операционных технологий и проектирование средств нестандартного технологического оснащения.

Последовательность документов, в которых отражается ход технологической подготовки производства, представлена на рис.1. В правой части рисунка перечислены программы, поддерживающие процесс на том или ином этапе.

Создание технологической документации обслуживается системой TechCard, которая поддерживает:

·  просмотр конструкторского архива по составу изделий, создание и редактирование форм бланков технологической документации;

·  создание расцеховочных маршрутов на изделие;

·  проектирование технологического процесса обработки детали для различных видов производств, в том числе на основе процесса-аналога, с использованием библиотеки типовых фрагментов и возможностью сквозного проектирования (назначением исполнителей на различные операции);

·  предоставление гибкой подсистемы расчетов;

·  автоматический подбор оборудования и оснастки к операциям и переходам с привлечением средств экспертной системы;

·  получение практически любых ведомостей и сводных ведомостей по материалам, операциям, переходам, оборудованию, оснастке, расцеховочным маршрутам, технологическим документам.

Проектирование осуществляется с помощью программных продуктов, адаптированных для проектирования в машиностроении. Ряд их поддерживает двумерное проектирование, другие – трёхмерное моделирование деталей и оснастки. К дополнительным функциям, отражающим специфику отрасли, относятся:

·  возможность выбора типоразмеров элементов из библиотеки стандартных элементов, деталей и сборочных единиц с учетом применяемости;

·  автоматическое образмеривание стандартных деталей;

·  расчёт допусков и посадок на размеры согласно квалитетам и классам точности;

·  генерация и размещение технических требований на чертеже путем выбора из соответствующего каталога технических требований;

·  автоматическое получение деталировочных чертежей на основе сборочного;

·  выполнение требований ЕСКД, а именно вычерчивание рамок чертежей различных форматов, установка и заполнение основной надписи; нанесение осей отверстий и осей симметрии, обозначений шероховатости поверхности, отклонений формы и расположения поверхностей; простановку обозначений видов, разрезов, сечений.

Указанные программы поддерживают взаимосвязь между собой, в результате чего могут быть созданы документы, совмещающие текстовую и графическую информацию. Наиболее понятным примером такого документа является операционная карта, включающая ряд эскизов для отображения переходов технологической операции.

Как видно из краткого перечисления функциональных возможностей программ, их внедрение направлено именно на то, чтобы избавить конструктора или технолога от выполнения рутинных операций и открыть место для творчества. Исходя из этого, в настоящее время развитие творческой активности при подготовке специалистов является наиболее соответствующим требованиям, предъявляемым процессом эволюции САПР. Помимо этого, должны стимулироваться навыки работы с различными типами данных, возможность быстрой адаптации к новым требованиям. Иные требования, являющиеся ключевыми для успешной работы в системе, сводятся к компетентности непосредственно в рамках осваиваемой специальности.