Международный университет
научно-технического творчества и развития
Неалгоритмические методы решения задач
Конспект лекций
Преподаватели - Герасимов О.М.
Захаров А.Н.
Санкт-Петербург
1995 г.
Тема № 1. МЕТОД ПРОБ и ОШИБОК (МПиО)
1. Примеры решения задач из разных областей техники с помощью МПиО:
- стихи о работе инженера-изобретателя (карт. № 628);
- осада Трои, деревянный конь ахейцев (карт. № 675);
- случайно удалось добиться растяжения частиц дробящегося материала (карт. № 679);
- защита автомобильной фары от загрязнений (карт. № 666);
- способ дробления горных пород ударным способом (карт. № 661);
- трап для посадки больных в самолет (карт. № 660);
- долго не удавалось найти способ выгрузки зерна из ферментера (карт. № 605);
- “Устройство защиты телевизора от возгорания” - апофеоз МПиО (карт. № 640).
1.1. Новая личина МПиО:
- Т.Эдисон, создание НИИ (карт. № 676);
- математическое моделирование и компьютер - современный антураж МПиО (карт. № 855).
- команда из клуба “ЧГК” может быть городской службой решения задач (карт. № 2163).
1.2. Задачи, которые решают с помощью метода проб и ... :
- испытание бетонных куполов (карт. № 671);
2. МПиО - исторически сложившийся метод решения задач:
- процесс выделения человека из мира животных начался примерно 2 млн. лет назад: охота, рыболовство, собирательство. Применение подручных средств (камень, палка), потом - производство примитивных орудий (заостренная палка-копалка, более острый камень). Длившееся тысячелетиями совершенствование заостренной палки привело к созданию мотыги, лопаты, плуга...
- Т.Эдисон - 10 тыс. опытов для создания щелочного аккумулятора, 50 тыс. опытов в поисках материала для нити лампы накаливания.
- Ч.Гудьир - многочисленные опыты с целью повысить стойкость натурального каучука;
- О.К.Антонов - создание оперения для “Антея”;
- С.С.Брюхоненко, изобретение аппарата “искусственное сердце-легкое” (карт. № 678);
- В.Ф.Гудов, доставка лекарства к больному органу, нагрев раковой опухоли (карт. № 627);
3. О современных задачах и их решениях - сложные задачи, задач много, времени на решение мало. Требования к образованию:
- приобретение навыков постоянного самообразования и умения творчески мыслить (карт. № 889);
- надо готовить людей к неопределенному будущему (карт. № 1736).
4. “Творцы”: рецепты творчества, пояснения к процессу.
- творческий процесс - это непрерывная работа, непрерывные неудачные попытки... (карт. № 1694);
- об интуиции и озарении (карт. № 664);
- черты инженера-творца (карт. № 663);
- главное - расковать воображение человека, заставить его искать и мучиться... (карт. № 662);
4.1. Методы, упоминаемые М.Трингом (Как изобретать?, М., Мир, 1980, с. 100):
а) Насилие на собой - устанавливаются жесткие сроки, и изобретатель заставляет себя упорно размышлять над задачей, пока не появится возможное решение (Т.Эдисон запирался в маленьком буфете и просиживал там многое часы, размышляя над лампой накаливания);
б) “Высиживание” - на листе бумаги пишется условие задачи и вносятся заметки, поправки и пр. Процесс может длиться неделями и месяцами, пока не забрезжит свет и не появится идея решения. Большое подспорье - техника “случайного поиска” (поиск 1 книги по интересующему вопросу, а затем просмотр книг, стоящих на полке рядом!).
в) Синектика или “мозговой штурм” (для поиска оригинальных решений трудных и важных задач).
г) Систематический метод - составляется таблица или список всех возможных решений, которые затем поочередно обдумываются. Вариант способа - проводятся всевозможные лабораторные эксперименты без ясной цели (!), но в надежде на то, что какое-то наблюдение даст ключ к решению задачи.
- Ю.Горный - образец применения современного метода научного мышления (карт. № 626);
- И.Шелушков, извлечение корня 17 степени из 156-значного числа... (карт. № 819);
- врач-гипнолог В.Л.Райков, с помощью гипноза вызывает у человека творческое состояние - вдохновение (карт. № 150);
5. Чему учить новых творцов? И как?
- выставка-музей смелых решений... (карт. № 641);
- индивидуальные таланты, выявление с детства, развитие особыми игровыми методами... (карт. № 636);
- для подготовки новых Дедалов требуется какой-то совсем новый тип учебных задач (карт. № 146);
- основные направления повышения квалификации специалистов (карт. № 1226);
6. Почему плох МПиО :
6.1. Для решения сложной задачи, а именно такие задачи надо решать, трудно сделать большое количество проб:
Число проб |
Уровень |
Комментарий |
До 10 проб |
1 |
От 80 до 90% всех решаемых задач |
До 100 проб |
2 |
относятся к этим уровням. |
До 10 тыс. проб |
3 |
Решения этих задач |
До 1 млн. проб |
4 |
двигают технику |
Свыше 1 млн. проб |
5 |
по пути прогресса. |
6.2. Нет гарантии, что решение лежит на линии развития данной системы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.