Алгоритм решения изобретательских задач: новый метод проектирования, страница 7

35 способов,  выделенных из,  примерно, 25.000 проанализированных патентных описаний.  Добавление пяти способов,  предложенных в АРИЗ 77, потребовало уже  анализа  дополнительных  15.000  патентных описаний.

Размеры этой статьи делают невозможным описать и объяснить все эти 40

приемов. Некоторые  приемы относительно просты и могут быть классифицированы как эвристические директивы,  в то время как  другие,  более сложны и  даже и даже могли бы рассматриваться как независимые иновационные методы проектирования,  разработанные для специфических классов задач.  Здесь мы обсудили только первых три приема, чтобы представить их общую особенность.

ПРИЕМ 1.

Он довольно прост,  называется принципом дробления  и  меет  три части.

А. Делим данную систему на независимые компоненты.

В. Проектируем разборную систему.

С. Увеличиваем степень дробления систем.

Применение этого  приема  нашло использование в пректе корабля, имеющего какое-то количество идентичных секций,  которые  могут  быть удалены или добавлены по необходимости.

ПРИЕМ 2.

Он называется  принципом вынесения и может быть объяснен следующим образом:  испорченная, но полезная подсистема может быть отделена от  ТС.  Этот принцип был использован для проектирования специального типа силового генератора для туристских кораблей, который находится в небольшой  лодке  вне  корабля и используется только в случае поломки главного двигателя.

ПРИЕМ 3. Он называется принципом местного качества и меет четыре части:

А. Передвигаемя  из  однородной структуры системы или ее среды в неоднородную структуру.

В. Отдельные подсистемы выполняют различные функции.

С. Каждая система должна быть в  оптимальных  условиях  с  точки зрения ее функции.


- 11 Применение этого приема нашло использование в проекте пылеулавливающего устройства для угольных  шахт.  Оно  выдает  водяной  поток

(струю), который  окружает  работающие  машины.  Эта струя состоит из очень мелких водяных капель,  которые располагаются вблизи машины,  и из больших  капель,  которые располагаются вблизи поверхности струи с целью улучшения видимости.

Вопрос с  физическими противоречиями - обычно представляется довольно трудным. Для изобретателей с технической подготовкой представляется гораздо более легким работать на техническом уровне и рассматривать только те параметры,  которые описывают данную  ТС  без  каких либо ссылок на основные физические противоречия. По этой причине были идентифицированы 39 основных параметров,  описывающих любую  ТС.  Это такие параметры как:  вес движущейся системы, вес стационарной системы, длина движущейся системы и т.д.

Все параметры  перечислены  в  заголовке  и индивидуальных рядах таблицы, названной таблицей разрешения технических противоречий.  Пересечение колонки  и ряда представляет техническое противоречие между двумя параметрами.  Вход в эту таблицу с этого  пересечения  является номером или номерами изобретательских приемов,  которые следовало бы использовать для решения этого противоречия. Давайте рассмотрим в качестве примера техническое противоречие между параметрами: скорость и форма движущейся системы. Таблица разрешения технических противоречий предлагает номера четырех изобретательских приемов: 15, 18, 34 и 35, которые должны быть использованы для разрешения этого противоречия.

ПРИЕМ N15.  Является динамическим принципом и имеет три  компонента:

А. Система или ее параметры среды должны разными,  т.е. для каждой стадии процесса движения.

В. Разделяем систему на компоненты, которые движутся относительно друг друга.

С. Если система является стационарной превратить ее в движущуюся.

ПРИЕМ N18.  - это прием использования механических колебаний и имеет 5 компонентов.

А. Накладываем колебание на систему.

В. Если  колебания  уже имеются,  увеличиваем их частоту до ультразвука.