Введение в анатомию: Учебное пособие (Современные подходы к анатомическому исследованию. Отечественные анатомы XX века)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Предисловие

Учебное пособие поможет студентам младших курсов медицинских факультетов при подготовке к текущим занятиям, зачетам и экзамену. Авторы ставили перед собой задачу в доступной форме, конспективно отразить значимые разделы анатомии и осветить наиболее сложные для понимания вопросы. В связи с этим данное пособие не заменяет базовый учебник по анатомии под редакцией академика М. Р. Сапина и другие анатомические издания. После изучения анатомического препарата по учебнику, атласу оно помогает обобщить полученные сведения и сформулировать содержательный ответ на контрольный вопрос.

Для более полного понимания некоторых разделов анатомии и использования логической памяти особое внимание было уделено анатомо-клиническим аспектам медицины, которые доступны для восприятия студентам младших курсов. Клинические примеры способствуют более яркой иллюстрации анатомических фактов и теоретических положений.

Материал, изложенный в пособии, соответствует примерному ответу студента на государственном и переводном экзаменах. Кроме того, перед каждой главой в виде своеобразного эпиграфа приведена полная формулировка программного вопроса, который будет предложен студенту на экзамене по анатомии. Ответ на него выражен как эталон, учитывающий классическое и современное представление по данному вопросу.

Пособие также может быть интересно и студентам старших курсов медицинских и биологических факультетов, врачам-интернам, аспирантам, ординаторам и врачам всех специальностей как своеобразный анатомический справочник.

В настоящем пособии приведены ответы на экзаменационные вопросы по истории анатомии и некоторым теоретическим положениям, связанным с методологией предмета, анатомической изменчивостью. Кроме того, в пособие вошли дополнение по экзаменационной программе для стоматологического факультета, планы лекций и практических занятий, практические и деонтологические навыки, список литературы.


Оглавление

Предисловие_____________________________________ 3

История кафедры анатомии АГМУ________________ 8

Предмет и содержание анатомии________________ 12

Современные подходы к анатомическому исследованию        15

Анатомия и медицина___________________________ 19

Основные методологические принципы анатомии__ 22

Анатомия и медицина древней Греции и Рима______ 26

Анатомия эпохи Возрождения____________________ 29

Первые русские анатомы XVIII века_______________ 32

Отечественная анатомия Древней Руси___________ 36

Н. И Пирогов и его вклад в анатомию человека_____ 39

П. Ф. Лесгафт — представитель функциональной анатомии          41

Отечественные анатомы XX века________________ 43

Индивидуальная изменчивость органов____________ 47

Возрастная периодизация человека___________________ 51

Дополнение к экзаменационной программе для стоматологического факультета_________________________________________ 53

Молочные зубы_________________________________ 53

Сроки прорезывания молочных зубов__________________ 55

Сроки прорезывания постоянных зубов________________ 55

Частная анатомия резцов и клыков_______________ 57

Малые коренные зубы____________________________ 62

Большие коренные зубы__________________________ 66

Сравнительная анатомия и развитие зубов________ 71

Общее строение и части зуба____________________ 75

Зубо-челюстно-лицевая система__________________ 80

Строение периодонта и парадонта_______________ 84

Понятие о зубочелюстных сегментах_____________ 88

Зубная формула. Стертость зубов.________________ 92

Топография зубных корней_______________________ 94

Планы лекций и практических занятий 96

1 курс__________________________________________ 96

Лечебный факультет_______________________________ 96

План лекций_______________________________________ 96

1 семестр_________________________________________ 96

План практических занятий_________________________ 98

1 семестр_________________________________________ 98

План лекций_______________________________________ 99

2 семестр_________________________________________ 99

План практических занятий________________________ 100

2 семестр________________________________________ 100

2-й курс_______________________________________ 101

План лекций______________________________________ 101

3 семестр________________________________________ 101

План практических занятий________________________ 102

3 семестр________________________________________ 102

Педиатрический факультет________________ 104

1 курс_________________________________________ 104

План лекций______________________________________ 104

1 семестр________________________________________ 104

План практических занятий________________________ 105

1 семестр________________________________________ 105

План лекций___________________________________ 107

2 семестр________________________________________ 107

План практических занятий____________________ 108

2 семестр________________________________________ 108

План лекций___________________________________ 109

3-й семестр______________________________________ 109

План практических занятий____________________ 110

3-й семестр______________________________________ 110

Стоматологический факультет_________________ 112

1 курс_________________________________________ 112

План лекций___________________________________ 112

1 семестр________________________________________ 112

План практических занятий____________________ 113

1-й семестр______________________________________ 113

План лекций___________________________________ 115

2 семестр________________________________________ 115

План практических занятий____________________ 116

2 семестр________________________________________ 116

2 курс_________________________________________ 119

План лекций___________________________________ 119

3-й семестр______________________________________ 119

План практических занятий____________________ 120

3-й семестр______________________________________ 120

Профессиональные практические навыки по анатомии человека    122

Общекультурные и деонтологические навыки поведения студента при работе на кафедре анатомии человека______________________________________ 123

Обязательная литература______________________ 124

Дополнительная литература_________________________ 124

История кафедры анатомии АГМУ

Кафедра анатомии человека была организована в 1954 г., одной из первых в Алтайском государственном медицинском университете (в те годы институте), открытом по постановлению Советского правительства в связи с освоением целинных и залежных земель. Первым заведующим и основателем кафедры был профессор Моисей Маркович Тростанецкий, который также исполнял обязанности проректора по учебной и научной работе. Кафедра располагалась в главном корпусе по проспекту Ленина 40, занимая 15 комнат на втором этаже и часть подвального помещения для анатомического морга. Основой для учебного процесса и музея кафедры послужили препараты из личной коллекции проф. М. М. Тростанецкого и набор препаратов по остеологии и синдесмологии, присланный в дар Томским медицинским институтом.

Первыми преподавателями были кандидат биологических наук Ида Михайловна Тернер из Томска и доцент, кандидат медицинских наук Анна Николаевна Бриллиантова из г. Горького, местный биолог Борис Николаевич Маркин и врач Георгий Федорович Шааль. Кафедра, помимо учебной подготовки студентов, начала активную научную работу, изучая строение и топографию легких.

На следующий учебный год штат преподавателей увеличился за счёт пришедшего из практического здравоохранения молодого хирурга В. Р. Бойкова. Впоследствии он защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом, работал заведующим кафедрой анатомии и деканом лечебного факультета. Сейчас продолжает работать на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии.

Из Перми после окончания аспирантуры прибыл молодой кандидат медицинских наук Л. А. Тарасов. Позже он защитил докторскую диссертацию и заведовал кафедрой оперативной хирургией и топографической анатомии. Некоторое время был проректором по учебной работе нашего института. Ныне заслуженный деятель науки России, орденоносный профессор Леонид Алексеевич Тарасов продолжает работать на кафедре оперативной хирургии.

После смерти М. М. Тростанецкого в 1957–58 учебном году избрана на заведование доцент Бэлла Михайловна Эрез (она проработала до конца 1960–61 учебного года). Параллельно с усовершенствованием учебного процесса Б. М. Эрез уделяла большое внимание научной работе. В это время на кафедре велись работы по исследованию нервной системы сердца и других органов.

В 1958-59 г.г. пришла выпускница Горьковского (Нижегородского) медицинского института врач — педиатр Ирена Михайловна Флат, отработавшая преподавателем более 35 лет и защитившая кандидатскую диссертацию. Она пользовалась заслуженной любовью и уважением многих поколений студентов, врачей и преподавателей нашего института.

Для пополнения штатов преподавателей и усиления научного потенциала кафедры руководство ВУЗа стало направлять выпускников в целевую аспирантуру в центральные и сибирские вузы страны. Так выпускница первого набора Л. И. Авдюничева была направлена в 1960 г. в аспирантуру в Москву при 1 МОЛГМИ к профессору Д. А. Жданову. Выпускники третьего набора Ю. А. Высоцкий, Г. А. Калачёв, Ю. Ф. Черников уехали на аспирантскую учебу в Томский медицинский институт к профессорам В. В. Кунцевичу и В. Т. Сереброву. Все они закончили аспирантуру, выполнили очень интересные научные работы и успешно защитили

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
542 Kb
Скачали:
0