Разработка методических основ определения лимитов затрат центров ответственности, страница 4

На уровне предприятия  управление бюджетом доходов и затрат осуществляет специализированное подразделение – финансово-расчетный центр (ФРЦ). Он также управляет частями ФФР, предназначенными для финансирования общекорпоративной части затрат, затрат, финансируемых из прибыли и финансовым резервом предприятия. Состав процедур управления бюджетом доходов и затрат, исполняемых финансово-расчетным центром, включает:

-  планирование, организацию исполнения бюджета;

-  исполнение общекопоративной части бюджета;

-  исполнение бюджета в части остаточной прибыли;

-  обеспечение пересчета лимитов затрат;

-  контроль соответствия затрат каждого центра ответственности уровню его лимита;

-  контроль трансфертов;

-  управление финансовым резервом.

Формированием и использованием части ФФР конкретного центра ответственности руководит экономист соответствующего подразделения, а если он не предусмотрен  штатным расписанием – руководитель центра ответственности.

Состав процедур управления бюджетом на уровне центра ответственности включает:

-  предоставление плановой информации о доходах и затратах в ФРЦ;

-  осуществление затрат в пределах установленного лимита;

-  принятие решения о предоставлении или привлечении трансфертов;

-  определение суммы остаточного дохода, подлежащей использованию в текущем бюджетном периоде;

-  определение фонда оплаты труда, формируемого из остаточного дохода.

При планировании лимит затрат центра ответственности определяется на основе суммы затрат, закрепленных за этим центром в его плановом бюджете. Плановый лимит устанавливается исходя из предположения о том, что он может быть профинансирован доходами предприятия. В качестве лимита каждому центру ответственности утверждается плановая величина его затрат в полностью сбалансированном бюджете.

Лимит может устанавливаться как на всю сумму, так и по отдельным группам затрат (статьям расходов). Однако наиболее целесообразно в рассматриваемом варианте системы использовать лимит для всей суммы затрат. Это позволяет центру ответственности оперативно перераспределять средства, обеспечивая наиболее эффективное распоряжение выделенными ресурсами.

Из принципа целевого использования дохода предприятия следует, что весь доход предприятия – выручка от реализации его продукции в полностью сбалансированном бюджете подлежит распределению между центрами ответственности в соответствии с выделенными каждому из них лимитом. То есть для планового и фактического объемов выручки можно записать:

Врп пл = S Лпл i                                                      (2.2.13)

Врп ф = S Лф i                                                         (2.2.14)

где Врп пл, Врп ф – соответственно плановый и фактический объемы реализации продукции предприятия, р.,

Лпл i, Лф i - соответственно плановый и фактический лимит затрат i-го центра ответственности, р.

Из равенств (2.2.13) и (2.2.14) следует:

Врп пл / Врп ф = S Лпл i/ S Лф i                              (2.2.15)

Лф i = Лпл i* ( Врп ф / Врп пл)                               (2.2.16)

Именно последняя модель реализует стимулирующую функцию лимита затрат. Из модели видно, что фактическая сумма лимита пропорциональна его плановой сумме и величине фактической выручки предприятия. Чем выше сумма выручки, тем выше сумма лимита затрат.

В системе бюджетирования используются следующие виды лимитов затрат:

А) в зависимости от статуса центра ответственности:

-  лимит центра прибыли;

-  лимит центра дохода;

-  лимит центра затрат (производственного подразделения);

-  лимит центра затрат (обслуживающего подразделения);

Б) в зависимости от этапа бюджетного процесса:

-  плановый лимит:

-  фактический лимит;