Специализация перегрузочных комплексов, страница 2

В таблице 11.1 обозначено:

Nij – интенсивность обработки судов;

Пij - пропускная способность по лимитирующему элементу;

Sij -  удельные совокупные затраты по перегрузке груза.

Коэффициент,    характеризующий обеспечение грузопотока перегрузочными комплексами

.      (11.3)

В  приведенном  примере  Коб =10:4=2,5.

В формуле (11.1) стоимость содержания ПК в период отсутствия судов под обработкой (Sсвп) меньше затрат в период обработки судна (Sсп)насуммупрямых расходов по заработной плате портовых рабочих, на топливо, электроэнергию и изнашивание технологической оснастки механизированных линий.

Оптимизация вариантов специализации ПК служит основанием для составления уточненной матрицы, в которой для каждого сочетания «грузопоток—ПК» приводятся интенсивность обработки судна, масса осваиваемого грузопотока, коэффициент использования причала во времени.

Решение задачи без учета допущенных упрощений представлено ниже.

Формализация задачи. В порту имеется п причалов и с складов для освоения грузопотоков за определенный период Тн.

Известны:

а) перечень грузопотоков (i=l, 2, ..., т) и характеристика каждого грузопотока — величина Qi, род груза, направление, режим прохождения через порт (доля прямого варианта Кпрi и срок хранения груза txpi), тип и загрузка Qci расчетного судна, приведенные затраты за 1 ч стоянки (rci);

б) габаритные размеры, оборудование каждого (j=1, 2, ..., п) причала, плановый бюджет времени Tj;

в) тип, емкость, полезная площадь F каждого (γ=1, 2, ..., с) склада.

По технико-ограничительным признакам допускается:

а) использование определенного перечня и числа причалов пi п для освоения i-го грузопотока и взаимодействие с каждым j-м причалом перечня и числа cij ≤ c складов;

б) освоение определенного перечня и числа грузопотоков mj на j-м причале, тγ на γ-м складе.

Каждому организационному варианту, обусловленному освоением фиксированного i-го грузопотока на определенном j-м причале и связанном с ним γ-м складе, соответствуют известные показатели удельного расхода бюджета времени причала τijγ, полезной площади склада fijγ и комплексных затрат Sijγ.

Необходимо так распределить грузопотоки между причалами, складами, чтобы обеспечить минимум комплексных расходов на освоение всего грузооборота порта за плановый период.

Искомым неизвестным является количество хijγ определенного i-гo грузопотока, которое рекомендуется осваивать на j-м причале во взаимодействии с γ-м складом.

Математическая модель задачи и метод ее решения будут зависеть от соотношения значений параметров определяющих факторов по расстановочным вариантам. Типичным для морского порта является вариант задачи с неравноценными причалами (группами причалов) и различием условий складирования по причалам. Такой вариант задачи наиболее полно отражает влияние факторов, определяющих специализацию причалов и складов, поэтому его можно рассматривать в качестве условий задачи общего вида. В этом случае для оптимизации плана распределения грузопотоков необходима сравнительная оценка эффективности использования причалов и складов.

Указанная задача ввиду зависимости от многих факторов при ограниченных ресурсах имеет многовариантный характер.

Математическая модель задачи выбора оптимальных расстановочных вариантов по грузопотокам имеет следующий вид.

Целевая функция определяет величину комплексных расходов при освоение грузооборота порта:

.           (11.4)

Ограничения учитывают:

1) обязательное освоение грузопотоков

i = 1, 2, …, m;    (11.5)

2) использование причала в пределах планового бюджета времени

,     j = 1, 2, …, n;         (11.6)

3) загрузку складов в соответствии с полезной площадью их