Нормирование труда портовых рабочих. Методы нормирования труда, страница 3

Для расчета научно обоснованных комплексных норм выработки применяется аналитический метод, причем в большей степени аналитически-расчетный, предусматривающий применение разработанных нормативов на элементы операций технологического процесса перегрузки груза.

Аналитически-исследовательский метод как более трудоемкий применяется при разработке комплексных норм выработки для наиболее характерных технологических схем по каждому классу груза в целях анализа строения процесса, более полного освещения методов и условий выполнения всех операций процесса, более подробного описания нормали. В технологических схемах, производных от наиболее характерной, претерпевают изменения организационно-технические условия выполнения той или иной операции.

Исходные данные, необходимые для проектирования комплексной нормы выработки:

качественная и количественная характеристика груза;

вариант процесса перегрузки груза;

состав и технико-эксплуатационная характеристика перегрузочного оборудования;

характеристика начального, конечного местоположения груза и условий внутрипортового перемещения;

условия штабелирования груза в начальной и конечной операциях процесса;

состав вспомогательных операций (взвешивание, сортировка груза).

Стадии проектирования комплексной нормы выработки.

1. Расчленение    технологического процесса на операции, элементы операций. Установление рациональной структуры технологической схемы, способа выполнения каждой операции, характера трудового обеспечения (рабочие места с технологически постоянным и переменным числом исполнителей).

2. Установление режима рабочего времени.

3. Определение часовой технической производительности отдельных звеньев механизированной линии исходя из условия наиболее полного использования производственных возможностей каждого рабочего места. Расчетная база: нормативы, обобщенные данные натурных наблюдений.

4. Выявление лимитирующей операции и определение расчетной производительности процесса.

5. Обоснование уровня комплексной нормы выработки и нормы выработки.

6. Разработка организационно-технических мероприятий, обеспечивающих внедрение комплексной нормы выработки.

При нормировании труда рабочих, занятых в технологическом процессе перегрузки груза, норма времени для всего процесса складывается из операционных норм времени, но последние учитывают не только прямые затраты труда для выполнения всех элементов соответствующей операции, а также дополнительные затраты труда (технологические перерывы), являющиеся следствием неодинаковых возможностей рабочих мест механизированной линии и различногоих использования.

Кроме того, при выполнении отдельных операций технологического процесса перегрузки груза требуются неодинаковое дополнительное время на отдых, обслуживание рабочего места и выполнение подготовительно-заключительных работ. Но так как невозможно в ходе процесса дифференцировать их величину и моменты выполнения по отдельным операциям, неизбежен единый для всего процесса режим рабочего времени. Поэтому при расчете комплексных норм выработки учитываются все слагаемые рабочего времени, т. е. время на выполнение подготовительно-заключительных работ и обслуживание рабочего места. время перерывов на отдых и личные надобности в соответствии с типовыми режимами времени.

Поясним это на примере перегрузки груза по технологической схеме «трюм 2-го класса — кран I группы — причал — погрузчик — склад» для данных исходных условий (табл. 13.1).

Из табл. 13.1 усматривается, что прямые трудозатраты (строки 2,г; 2, ж) существенно отличаются от расчетных (строки 3,г; 3,ж) при выполнении всех операций; за исключением лимитирующей. Более существенная разница отмечается на рабочем месте с меньшим коэффициентом использования производственных возможностей  (передаточная и внутрипортовая транспортные операции).