Нормирование труда портовых рабочих. Методы нормирования труда, страница 2

С помощью опытно-статистического метода нормирования возможно установить величины нормы на основе отчетных данных оперативного и статистического учета о выполнении норм или достигнутой выработке, а также устанавливать нормы на основании опыта соответствующих специалистов.

Основной недостаток опытно-статистического метода заключается в том, что он отражает пройденный этап производства, а всесторонний анализ нормируемой работы по операциям вих взаимосвязи подменяется поисками наиболее подходящих математических решений для определения средних показателей:    среднеарифметических, среднегеометрических, среднепрогрес-сивных. Среднеарифметические показатели находят из очищенного определенным путем ряда статистических данных о выполнении норм и т. п. Обе разновидности аналитического метода применены при разработке комплексных норм выработки.

Сущность комплексных норм заключается в установлении единого сменного задания (комплексной нормы выработки) и единой системы оплаты труда для всех рабочих комплексной бригады, занятых в конкретном технологическом процессе (технологической схеме) перегрузки груза.

Успешное осуществление технологического процесса перегрузки груза достигается в результате согласованных и эффективных действий всех рабочих комплексной бригады по наиболее рациональному использованию производственных возможностей каждого рабочего места в механизированной линии.

Многообразие грузов, используемых перегрузочных машин и условий производства работ обусловливает различную трудоемкость технологических процессов перегрузки грузов. При одинаковой производительности процесса совокупные затраты труда (трудоемкость) могут быть разными. Этим определяется необходимость установления двух нормативных показателей, характеризующих скорость протекания процесса и его трудоемкость.

Производственным задачам и характеру труда портовых рабочих комплексных бригад соответствуют нормы труда, определяющие:

количество груза (т), которое должно быть в течение смены перегружено комплексной бригадой (звеном УКБ) портовых рабочих посредством одной механизированной линии в конкретных производственных условиях (род груза, технологическая схема и др.). Эта мера труда называется комплексной нормой выработки (Н);

удельные трудозатраты (трудоемкость) по перегрузке груза в тех же производственных условиях. Таким показателем является средняя норма времени (r) или обратная ей величина—средняя норма выработки одного рабочего комплексной бригады (А).

Существующая между ними зависимость:

Н=ЕА; А=H/Е,                                                 (13.1)

где Н - комплексной нормой выработки; Е— общее количество рабочих комплексной бригады  (звена УКБ), занятых в технологической схеме перегрузки груза, чел.

Показателем, производным от комплексной нормы выработки, является комплексная норма времени (нормо-машино-ч/т), определяющая затраты времени всей комплексной бригады на перегрузку 1 т груза:

                                              U=T                                              (13.2)

Между комплексной нормой времени и нормой времени существует следующая зависимость (нормо-чел.-ч/т):

r=T=UE     (13.3)

Размерности   «нормо-машино-час/тонна» и «нормо-человеко-час/тонна» подчеркивают, что речь идет о норме (задании), причем  «нормо-машино-час» символизирует регламентированную продолжительность работы механизированной линии в течение рабочей смены. Соответственно, когда речь идет о фактическом выполнении нормы (задания) употребляют выражения «машино-часы/тонна» применительно к комплексной норме времени и «человеко-часы/тонна» применительно к норме времени.

Комплексная норма выработки выражает совокупную меру труда рабочих комплексной бригады и связывает нормы труда с нормами перегрузки транспортных средств.