Программа профессионального модуля «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

общения с окружающими, для общего развития личности ребенка, для подготовки его к обучению в школе.

Особенности усвоения детьми звукового строя речи.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Методика воспитания общих речевых навыков.

Методика формирования правильного звукопроизношения.

Методика проведения занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

Практические занятия.

1. Составление планов индивидуальной работы с детьми.

2. Проведение фрагментов занятий по звуковой культуре речи.

8

2, 3

Тема 6. Методика развития связной речи.

Содержание.

Понятие связной речи.

Обучение дошкольников диалогической речи: индивидуальные и групповые разговоры, организованные беседы.

Формирование монологической речи у дошкольников: обучение пересказу, обучение рассказыванию.

Практические занятия.

1. Составление образцов рассказов для детей.

3. Анализ конспектов занятий с детьми.

4. Составление планов занятий с детьми по обучению творческому рассказыванию.

20

2, 3

Тема 7. Методика работы с художественной литературой

Содержание.

Литература как средство формирования всех сторон речи ребенка. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений.

Принципы отбора литературных произведений для чтения детям в разных возрастных группах.

Формы работы с литературой в детском саду: занятия по слушанию, заучиванию стихотворений, показ диафильмов, инсценировок, организация литературных вечеров, досугов, игр-драматизаций.

Уголок книги в детском саду: оборудование, методика работы.

Практические занятия.

1. Составление сценариев литературных вечеров досуга.

2. Анализ конспектов занятий по чтению детям произведений детской художественной литературы и заучиванию стихов.

8

2, 3

Тема 8. Подготовка детей к обучению грамоте.

Содержание.

Звуковой аналитико-синтетический метод, его сущность и основы.

Задачи и содержание работы детского сада по подготовке детей к обучению грамоте.

Ознакомление детей со смысловой и звуковой стороной слова, методика работы. Ознакомление детей с предложением. Обучение звуковому анализу слов. Подготовка руки к письму.

Практические занятия.

1. Проведение игр по ознакомлению детей со словом, с предложением, со звуками.

2. Анализ Букваря.

3. Анализ конспектов занятий по подготовке к обучению грамоте.

8

2, 3

Тема 9. Планирование работы по развитию речи в ДОУ.

Содержание.

Значение и виды планирования работы по развитию речи в ДОУ: перспективное и календарное планирование.

Комплексный подход к планированию работы по развитию речи. Сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.

Практические занятия.

1.Составление планов индивидуальной и групповой работы с детьми на перспективу и в течение одного дня.

4

2, 3

Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 03.02.

Конспектирование, ответы на вопросы при изучении учебной литературы и других учебных материалов.

Анализ учебных и игровых пособий для дошкольников, конспектов занятий.

Составление плана работы по организации индивидуальной и совместной деятельности по развитию речи. Формулирование целей, задач речевого развития детей.

Подготовка и проведение фрагмента речевого занятия, речевой игры. Самоанализ, взаимоанализ видов деятельности и практических материалов.

Установление преемственности в развитии речи в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление методического портфолио по предмету.

Определение проблем в детской речи для курсового проектирования.

Работа с информацией и материалами интернет-ресурсов.

Учебная практика

Виды работ

……………………………………………

Производственная практика

Виды работ

1. Анализ развивающей речевой среды в группе практики. 

2. Диагностика разных сторон речи детей.

3. Наблюдение занятий по развитию речи с детьми.

4. Самостоятельное проведение игр и занятий по развитию речи детей.

5. Составление планов коррекционно-речевой работы с детьми.

6. Подбор дидактического материала для индивидуальной работы с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.

Содержание междисциплинарного курса  «Детская литература»

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 03.02.

Детская литература

67

Раздел 1

Тема 1.

Устное народное творчество

Содержание.

Понятие о фольклоре. Отличие фольклора от художественной литературы. Понятие детский фольклор. Малые фольклорные жанры, виды жанров. Воспитательная ценность малых фольклорных жанров.

Русские народные сказки. Жанровое и художественное своеобразие сказок. Виды сказок, их происхождение, поэтика, герои сказок, особенности языка.

Сказки народов ближнего и дальнего зарубежья.

Практические занятия.

1. Особенности видов русских народных сказок.

2. Малые фольклорные жанры

6

1

Раздел 2

Тема 2.1 Общая характеристика развития детской литературы в I половине ХIХ века.

Тема 2.2 Литературная сказка ХIХ века.

Тема 2.3 Жанровое многообразие детской литературы второй половины ХIХ века

Тема 2.4 Учебные книги для детей. К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой

Тема 2.5 Литературная сказка в детской литературе II половины ХIХ века

Тема 2.6 Пейзажная лирика в детском чтении.

Тема 2.7 Серебряный век в детской поэзии

Детская литература ХIХ века

Содержание.

Детская литература – самостоятельная область культуры. Направления развития детской литературы. Особенности детской литературы первой половины ХIХ века. Основы периодики для детей: адресность, дифференциация по половому признаку, проблема духовности в детской литературе.

Содержание.

В.А.Жуковский – автор романтических произведений. Основоположник русской литературной сказки.

Народность и своеобразие сказок А.С.Пушкина. Лирика А.С.Пушкина в детском чтении.

Сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок» ее своеобразие.

А.Погорельский автор первой в русской литературе фантастической повести: «Черная курица, или Подземные жители».

В.Ф.Одоевский – автор научно-познавательной сказки.

Практические занятия.

1.Педагогические и литературные взгляды В.А.Жуковского.

2.Сказки А.С.Пушкина. Концентрация в них лучших достижений народной сказки.

3.К какому литературному направлению относится «Черная курица» А.Погорельского (сентиментализму, романтизму или реализму).

Содержание.

Родная природа в творчестве русских писателей. Книги и статьи на    исторические темы – важный раздел научно-популярной литературы.   Повести о детстве. Святочные рассказы.

Детская периодика.  Журналы: «Семейные вечера», «Детское чтение» и др.

Содержание.

Педагогические взгляды К.Ушинского, Л.Толстого. Учебные книги К.Ушинского «Детский мир», «Родное слово».

«Азбука» Л.Н.Толстого. Многообразие жанров и тем в творчестве Л.Н.Толстого для детей.

Практические занятия.

1.Сравнительный анализ произведений Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского одного жанра.

Содержание.

Литературные сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка, С.Т.Аксакова, В.М.Гаршина.

Практические занятия.

1.Сюжеты, каких народных сказок  присутствуют в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

Содержание.

Произведения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова, А.К.Толстого, И.А.Бунина, вошедшие в круг детского чтения.

Практические занятия.

1.Составить список пейзажной лирики, которую можно прочитать детям-дошкольникам.

Содержание.

Новые имена в детской литературе. А.Блок, К.Бальмонт, М.Цветаева, С.Черный и др.

Практические занятия.

1.Сопоставьте зимний цикл А.Блока со стихотворениями поэтов ХIХ века А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова.

21

2

3

2

3

2

1

2

Раздел 3

Тема 3.1 Поэзия для детей 1920 -1930-х

Годов

Тема 3.2 Познавательная тема в детской литературе

Тема 3.3 Юмористическая тема в детской литературе

Тема 3.4 Поэзия для детей середины ХХ века

Русская детская литература ХХ века

Содержание.

К.И.Чуковский. Сказочные поэмы К.И.Чуковского. Стихи и сказки С.Я.Маршака. Поэзия обэриутов.: Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Ребенок в поэзии А.Л.Барто и Е.А.Благининой. Внутренний мир ребенка в стихах С.В. Михалкова.

Практические занятия.

1.В чем педагогическая ценность книги К.И.Чуковского «От двух до пяти».

2.Найдите характерные для поэзии обэриутов художественные приемы нонсенса, перевертыша, анекдота, гиперболы и т.д.

3. Как приемы времени 1930-х годов раскрыл в своих стихотворениях С.В.Михалков.

М.Пришвин - тонкий знаток природы. В.Бианки – автор научно – познавательных сказок для детей. Е.Чарушин – художник и писатель. Б.Житков – многообразие жанров и тем. Мир природами глазами современных писателей-природоведов: Н.Сладков, С.Сахарнов, Г.Снегирев, Н.Романова.

Практические занятия.

1.В чем отличие познавательной литературы от учебной и художественной?

Единство веселого и серьезного в произведениях М.Зощенко, Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского и др.

Практические занятия.

1.В каких рассказах В.Драгунского устами ребенка утверждаются важные жизненные ценности.

Содержание.

Поэзия Б.Заходера, Г.Сапгира, Я.Акима, В.Берестова, Э.Мошковской, И.Токмаковой.

Практические занятия.

1.Составление аннотаций к сборнику одного из поэтов.

27

2

3

2

3

Раздел 4

Тема 4.1Французская литературная сказка

Тема 4.2 Немецкие литературные сказки

Тема 4.3 Датский романтизма

Тема 4.4 Английская литературная сказка конца ХIХ – начала ХХ века

Тема 4.5 Детская литература Скандинавии

Зарубежная литература

Содержание.

Ш.Перро – основоположник французской литературной сказки. Сказки Ш.Перро для взрослых и для детей.

Содержание.

Романтическое искусство. Э.А.Гофман, В.Гауф. Братья Гримм.

Практические занятия.

1.Что роднит сказки Гауфа с национальным немецким фольклором?

Г.Х.Андерсен.

Практические занятия.

1.Философское содержание и фантастика в сказках Г.Х.Андерсена.

Содержание.

Э.Лир, Л.Кэрролл, Д.Биссет, Р.Киплинг, Д.Барри, А.Милн и др.

Практические занятия.

1.В  чем необычность сказок Р.Киплинга.

Содержание.

С.Лагерлеф, А.Линдгрен, Т.Янссон.

Практические занятия.

1.Как связаны в повести С.Лагерлеф о путешествии Нильса народная сказка, легенда и учебно-познавательный материал.

2.Можно ли отнести книги Туве Янссон к литературе фэнтези.

13

2

3

2

2

2

Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 03.02.

Работа со справочной литературой.

Конспектирование литературоведческих источников.

Анализ литературных текстов.

Составление аннотаций к сборникам

Похожие материалы

Информация о работе