Формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей четвертого года жизни, страница 2

В констатирующем эксперименте были намечены следующие задачи:

1.  Проанализировать предметно-игровую среду в группе.

2.  Выявить, как сформированы у детей отдельные игровые умения.

3.  Определить общий уровень сформированности игровых умений у детей группы.

4.  Выявить  понимание  родителями важности игр для развития детей и помощи ребенку в их организацию.  

Для решения намеченных задач были определены следующие методы исследования:

- наблюдение  (невключённое) за самостоятельными играми детей и ведение протоколов;

-  использование диагностической методики Калининой Р. Р. «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду» по определению уровня сформированности  игровых умений

-   анкетирование родителей.

Анализ предметно-игровой  среды показал, что предметно-пространственная организация помещений группы служит интересам и настроениям ребёнка. В группе созданы игровые уголки такие как: семья, парикмахерская, повар, шофер, доктор.

Анализ протоколов наблюдений помог определить тематику игр, которая привлекала детей  больше всего. Мы отметили что дети мало играют в игру доктор хотя атрибуты этой игры для них привлекательны. Но действия с ними носит манипулятивный характер. 

Для определения уровня отдельных игровых умений, была использована диагностика, предложенная Калининой Р. Р.  в  методическом пособии «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.

Анализ игровой деятельности осуществлялся по 7показателям:

1.  Распределение ролей,

2.  Основное содержание игры.

3.  Ролевое поведение.

4.  Игровые действия.

5.  Использование атрибутики и предметов-заместителей.

6.  Использование ролевой речи.

7.  Выполнение правил.

Каждый показатель оценивается по 4 уровням.

Анализируя сформированность отдельный игровых умений (приложение 3, гистограмма 1) мы увидели,    что наиболее хорошо у детей развиты такие игровые умения как: объединения для игры в пары (распределения ролей)  – выше среднего у 8 человек (60%), использование ролевой речи 8 человек (60%), выполнения правил- 7 человек (58%) . Данные показатели представлены в таблице №1, приложение №2 и в гистограмме  №1, приложение №3.

Так же  мы определяли  общий  уровень  игровых умений у каждого ребенка.. 

Соотносили данные наблюдений с предложенными в программе «Детство».получили следующие результаты: они отражены на диаграмме 1 9 (75%) человек могут быть отнесены к выше среднему уровню, 2 (17%) человека к среднему уровню и 1 (8%) человек к низкому уровню (диаграмма 1)

Такой достаточно высокий уровень освоения игры можно объяснить тем, что с детьми проводилась определенная педагогическая работа в группах раннего          возраста.                                                                                                                    Было проведено анкетирование родителей. (приложение 6) Анализируя ответы родителей в данной анкете, можно увидеть, что все родители отнеслись заинтересовано, наиболее часто  они  называли такие игры как  «Дочки-матери» («Семья»), «Шофер». Многие родители отмечали, что дети не пользуются предметами - заместителями. Мы видим, что только в некоторых семьях родители играют с детьми в сюжетно-ролевые игры.

Исходя из данных констатирующих экспериментов мы определили цель и задачи формирующего эксперимента и наметили следующую работу.

1.Обогащение жизненного опыта детей   для расширения содержания игр «Доктор»

·  Экскурсия в медицинский кабинет

·  Чтение книг отрывок «Айболит» К. Чуковского, «Кукла заболела» Я. Райниса, «Чудесные таблетки» С. Михалкова.

·  Рассматривание предметных картинок (медицинские инструменты) градусник, фонендоскоп, шпатель, шприц, грелка.

·  Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Кто что де лает?»

·  Лепка: «Витаминки»

·  Аппликация: «Строим детскую больницу».

2.Обогащение игрового опыта детей:

·  Проведение обучающих игр воспитателем

·  Внесение новых атрибутов для игры доктор и их обыгрывания ( градусник, фонендоскоп, шпатель, шприц, грелка, а также предметов-заместителей).

·  Создание проблемной ситуации направленной на использование предметов – заместителей: не оказалось градусника – пусть палочка будет градусником.