Социально-нравственное воспитание дошкольников, страница 2

4. Личностно – ориентированная модель взаимодействия, т.к. цель этой модели – содействовать развитию ребенка как личности.  Это предполагает решение таких задач как развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования. Способы  общения  предполагают умение встать на позицию ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции.

5. Вопрос о наследовании нравственных качеств является дискуссионным. Большинство зарубежных ученых (Э.Фромм, К. Лоренц и др.) убеждены, что моральные качества передаются по наследству. Отечественные ученые долгие годы придерживались противоположной точки зрения, считая, что моральные качества приобретаются в процессе социализации. Однако академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказались в пользу наследования нравственных качеств, или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости. Эта серьезная проблема пока не имеет однозначного ответа.

6. Педагог не должен оставить без внимания поступок девочки. Но, исходя из психологических особенностей  личности Наташи,  ни в коем случае нельзя  обсуждать  этот эпизод публично. Воспитателю необходимо наедине поговорить с девочкой,  предложить достать испорченную книгу, выразить предположение, что девочка порвала книгу случайно, напомнить о правилах обращения с книгами, вместе обсудить, как «вылечить» книгу. Привести какой-нибудь пример ребенка, который  нашел в себе смелость сознаться в  неблаговидном поступке. Важно опираться на сознание и чувства девочки, помня о том, что  ребенок старшего дошкольного возраста уже способен к регуляции своего поведения

Ответы  (2 вариант)

1.  Виноградова А.М., Козлова С.А., Леви В., Нечаева В.Г.

2.   - Формирование системы нравственных представлений, понятий.

-    Воспитание нравственных чувств и отношений

-    Формирование привычек нравственного поведения

3. Нравственное сознание – это понимание человеком окружающего мира, своих действий, которое выражается в нравственных представлениях, понятиях, взглядах, убеждениях.

При формировании нравственного качества  у ребенка  сначала должно сложиться представление о сущности нравственного качества, его необходимости. Оно должно вызвать у ребенка определенные нравственные чувства. Однако важно учитывать возраст ребенка. В работе с младшими дошкольниками нужно изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной  базы. Это послужит хорошей основой для последующего усвоения знаний о нравственных качествах. Прочность формируемого нравственного качества проявляется в поступках, поведении ребенка.

4. Этими словами А.С.Макаренко хотел подчеркнуть важность дошкольного возраста в формировании личности. Ведь именно в этом  возрасте формируются основы самосознания, происходит приобщение ребенка к  общечеловеческим ценностям, начинается процесс социализации.

5.  При использовании метода поощрения происходит воздействие на эмоциональную сферу детей: они испытывают чувство радости от одобрения взрослыми их поведения, в старшем возрасте - чувство гордости за себя, совершившего  нечто достойное. Все это является эмоциональным подкреплением привычек нравственного поведения, стимулирует детей к соблюдению норм и правил в дальнейшем.

6.  Знакомя детей с произведение «Фантазеры», воспитатель стремилась показать детям отличие веселой фантазии, не преследующей корыстных целей от сознательной лжи,  обмана.   Для формирования у детей представлений о честности и правдивости, о  лживости, можно использовать следующие произведения:

- Н.Носов «Огурцы», «Карасик»

- Л.Н.Толстой «Косточка», басня «Мальчик стерег овец…»