Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни, страница 2

·  экскурсия по  умывальной  комнате, в ходе которой дети рассматривали предметы,  находящиеся  в ней, учились закрывать кран с водой и объясняли кукле, как нужно умываться.

·  Провели 8  дидактических игр с куклой разнообразной тематики:«Умывание куклы», «Кукла Катя обедает», и тому подобные (конспекты представлены в приложении) В этих играх в занимательной форме показывали  правильную последовательность способов действия, манеру разговора, которые дети затем переносили в повседневную жизнь и в  сюжетно-ролевые игры.  Для стимулирования развития сюжетов в самостоятельных играх детей  мы создавали игровые ситуации «Кукла испачкалась». «Кукла хочет спать».   

·    читали  произведения фольклора и  литературные произведения   Показали   драматизацию по произведению Агнии и Павла Барто «Девочка - чумазая», стремясь вызвать у детей  желание быть чистыми, опрятными.

·  провели декоративное рисование «Постираем платочки и полотенца» стремясь  еще раз обратить внимание детей на предназначение этих предметов. (рисунки представлены в приложении)

В ходе работы  с детьми в режимных процессах, мы учитывая уровень освоения навыка ребенком:

- давали индивидуальный показ действии - полный или частичный, при необходимости использовали совместные действия  

- тем детям,  которые умеют правильно выполнять действие, но навык еще не автоматизирован,  давали необходимое напоминание.  

-  с помощью потешек   вызывали интерес  к  выполнению действия

- с этой же целью использовали игровые приемы – «надень мыльные перчатки»,  «тапочки поссорились, помири их.

Проводилась планомерная работа с родителями: родительское собрание, индивидуальные и подгрупповые консультации,  был оформлен стенд, изготовлены памятки для родителей. Основное назначение этих  традиционных форм работы мы  видели в том, чтобы вовлечь родителей в  работу по формированию Навыков у детей дома.

Эти мероприятия вызвали у родителей положительный отклик, они задавали много вопросов и просили сделать такие консультации и собрания регулярными. Эти формы работы нам показались наиболее эффективными, так как на них родителям  можно дать  конкретную  информацию, они могут получить ответ на   интересующие  вопросы, общаясь с другими родителями перенимают их положительный опыт в воспитании культурно-гигиенических навыков.

Родители также серьёзно отнеслись к изучению  материалов стенда, им очень понравились памятки для родителей.

Для проверки эффективности проведенной работы  мы выполнили  итоговую  диагностику (приложение № 21, 22 )

При сравнении результатов диагностики,  отраженных на диаграммах, можно проследить положительную динамику в формировании навыков у детей. Сократилось в 2 раза количество детей с низким уровнем навыков.  (20%).  С высоким уровнем  освоения навыков стало на 5 детей больше, чем в начале года (25%).    Дети стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи.    Большая роль в положительной динамике результатов принадлежит   родителям, которые  постоянно закрепляли  навыки, формируемые воспитателями  в детском саду, и сами активно использовали дома те приемы работы,   о которых рассказывали педагоги.      

Можно отметить, что у родителей,первоначально недооценивающих     специальную работу  по  формированию навыков,   наметились изменения в лучшую сторону: возросла их активность и заинтересованность. Они стали чаще обращаться к воспитателям с вопросами о том, какую почитать литературу на данную тему,  когда состоятся в группе   консультации для родителей. Их стали больше интересовать успехи детей в дошкольном учреждении, в том числе и проявление  культуры поведения детей и выполнение навыков..

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза    подтвердилась: у детей повысилось качество освоения культурно-гигиенических навыков,   благодаря соблюдению единства требований  к ребенку в семье и детском саду и использованию согласованных педагогических приёмов .

Спасибо за внимание.