Основные принципы и методы менеджмента в здравоохранении: Методическая разработка для проведения семинарского занятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

относиться к ее источникам «свой человек», возможно искажение в пользу последнего.

Поскольку разделы: «Анализ полученной информации, «Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений», пробно изучаются в разделе «Медицинская статистика» и «Оценка экономической эффективности» мы сразу перейдем к рассмотрению этапа принятия решения.

4.3. Принятие решения.

В процессе развития менеджмента сформировалось несколько теорий принятия решений.

4.3.1. Рациональное принятие решений.

Одним из относительно современных и безусловно наиболее влиятельных сторонников идей рациональности в принятии решений Макс Вебер был выдающимся ученым социологом своего времени, а может быть и всего столетия. Мир, который наблюдал Вебер, был несправедлив. В нем господствовали классовое сознание и кастовость. Несправедливость подобного рода, пониманию Вебера, вытекала из несовершенства человеческих решений. В основе, которых свойственное человеческой природе стремление назначить на должность родственников, и сохранять благосостояние богатых, даже если это препятствует развитию общества. Вебер видел решение проблемы, которое покажется необычным с позиций социологии, в том, чтобы освободить личность, насколько это возможно, от указанных выше суждений, столь часто затуманенных эмоциями. Этого можно достигнуть путем организации труда методами, вытекающими из «идеальной бюрократии».

В «идеальной бюрократии» отбор и пребывание в должности, основанной на компетентности, имеет значение, что вы знаете и умеете, а не кого вы знаете. Правила, инструкции и процедуры служат основой для принятия решений, а власть распределяется в соответствии с положением и чином.

Вершиной Веберовской «идеальной бюрократии» является рациональность. Рациональное поведение ориентировано на недвусмысленные цели, а средства для достижения этих целей выбираются на основе оптимально доступной информации.

4.3.2. Нормативная или математическая теория принятия решений. (НТПР)

В послевоенное время Генри Форд доказывал, что если боевые задачи можно решать с помощью математики, то таким же образом можно решать проблемы менеджмента. В результате на свет появилась НТПР. Правила принятия решения в данном случае нацелены на максимизацию прибыли и доходов, или же, если человека устраивают подобного рода абстрактного измерения, теория принятия решений может даже максимизировать его «функцию полезности».

4.3.3. Рациональность принятия решений по Саймону.

Саймон изучал вопросы и способы принятия решений в течении более 30 лет.

Рациональность, по его мнению, имеет комплексную природу. Так объективной рациональности практически не существует, поскольку для ее реализации потребовалось бы современное знание всех возможных вариантов выбора и их результатов, а также определенных способов получения знания. Но если объективная рациональность не достигнута, то можно, вероятно, реализовать субъективную рациональность, максимизировав результат, обусловленный ограниченным знанием в отношении данной ситуации. Однако, в ходе дальнейшего исследования выявляется, что даже такая рациональность невозможна и недоступна.

Состояние субъективной реальности может достичь экономический субъект, каким он предстает в классической экономической теории, но не административный работник, действующий в реальном мире. Такой работник имеет скорее ограниченное знание или ограниченную рациональность, и ему  не доступно современное знание. При решении организационных задач он ведет последовательный поиск случайно выбранных альтернативных решений и достигает скорее удовлетворительных, чем максимальных результатов. Другими словами, человек принимает удовлетворительные решения, так как он не обладает «достаточной мудростью для максимизации».

В подтверждение изложенного, администратор в рамках теории принятия решения Саймона на основании личного опыта выбирает то решение, которое он считает достаточным (удовлетворительным) выполнением задания. Вывод таков - «то, что по убеждению менеджеров следует делать… довольно часто отличаются оттого, что они делают на самом деле».

4.3.4. Наука беспорядочного поиска.

Идею беспорядочного поиска предложил Ч. Линдблом. По его мнению, решение нужно искать между невозможным и недопустимым.

Невозможное (рационально исчерпывающая мораль).

Допустимые подходы Линдблома (инкрементальный анализ).

Неприемлемое (несовершенный анализ).

При всех формах инкрементального анализа лицо, принимающее решение, применяет метод последовательного ограниченного сравнения (ПОС), благодаря чему цели никогда с достаточной ясностью не ставятся и не преследуются.

Процесс беспорядочного поиска:

Непредсказуемость (лицо,         Выбор               В расчете на приближение

принимающее решение)                                                     к желаемому результату.

Неограниченный поиск

Формулируя несколько одинаково простых целей.

4.3.4. Рекомендации по принятию решения:

1. Прежде всего, руководствуйтесь здравым смыслом, опытом, интуицией, прецедентами /похожими случаями/, имевшими место раньше.

2. Используйте определение критерии оценки вариантов /табл 1./. Допустим для мед. услуг таковыми будут качество, доступность, эффективность, прибыльность.

3. После выбора критериев можно использовать матрицу принятия решений (К примеру для программы по оказанию гарантированного минимума мед.услуг в силу преобладания значимости критерия доступности будет более выгоден вариант Б).

Варианты

Критерии

Значимость критерия

Оценка варианта по данному критерию

Значимость х  Оценку

Общая сумма по данному варианту

Вариант А

Доступность Эффект

Прибыль

4

3

1

2

3

4

8

9

4

21

Вариант Б

Доступность Эффект

Прибыль

4

3

1

4

2

2

16

6

2

24

Дополнительно можно предложить следующий алгоритм принятия окончательного решения.

Рд. = Вс. +  Св.

Где:

Рд – вероятность достигнуть определенного результата;

Вс – влияние факторов внешней среды;

Св – собственные возможности.

В свою очередь Вс и Св можно рассматривать как совокупность определенных факторов.

Св.=(Кос.+ Коб.+ Кп.)xRпк.

Где:

Кос. - основной капитал.

Коб. - оборотный капитал.

Кп. - кадровый потенциал.

Rпк. - коэффициент поддержки коллектива.

Вс= Вк+Ва+Вл

Вк – воздействие конкурентов.

Ва – взаимодействие с местной администрацией.

Вл – возможные льготы (налоговые, субсидии и пр.).

 


Вс.= Коф. x Rкнф

Коф. - количественно оцениваемые факторы.

-  цены на мед. оборудование, медикаменты и др. связанные с производством услуги материальные, а трудовые и финансовые ресурсы (в т.ч. ценные бумаги);

-  налогообложение данного вида деятельности;

-  состояние явного и скрытого спроса, объемы спроса.

Rкнф - коэффициент влияния количественно труднооцениваемых количественно факторов, к примеру, поддержка или противодействие вышестоящих органов власти и общественного мнения.

Основные ошибки, допускаемые в процессе принятия решений:

1.  Отодвигать решение до тех пор, пока для подготовки уже не остается времени (необдуманные решения).

2.  Закрывать глаза на возможные последствия или вовсе не думать о них (слепые решения).

3.  В качестве критерия ориентироваться только на себя и собственную выгоду и не беспокоиться о других заинтересованных лицах (эгоцентрическое решение).

4.  Решать только по вдохновению («гениальные» решения).

5.  Решать на основании симпатий, настроений, отбрасывая всякие рациональные соображения (эмоциональные решения).

6.  Считать себя непогрешимым и отказываться от советов других лиц (самодовольные решения).

7.  Не желание учиться на ранее допущенных ошибках (упрямые решения).

4.4. Исполнение решения.

На этапе исполнения решения встречаются следующие ошибки:

1. Для выполнения задания назначены не те люди.

Так Эммерсон считал, что одной из самых серьезных ошибок, которые допускают менеджеры, является прием на работу людей, которые не смогут ее выполнять. Проигравшими оказываются и операция и человек.

Эмерсон верил в превентивный контроль, когда речь шла о дисциплине. Он считал, что принятие решения о найме персонала является критическим моментом, с которого начинается дисциплина. Прежде, чем нанять потенциального работника, его следует проинструктировать об идеалах фирмы, принципах ее организации, планах на будущее. Эммерсон полагал, что 90% комплекса «жесткой» дисциплины должны быть задействованы на этапе «испытательного срока», т.е. еще до того как работник формально нанят.

Не менее важным, чем использование фактора испытательного срока, при приеме нового сотрудника для руководителя является выяснение следующей информации о кандидате.

1.  Компетентность. О ней свидетельствуют соответствующие документы, лицензии, сертификаты, диплом, отчасти характеристика к сожалению, им не всегда можно доверять полностью, поэтому при необходимости следует привлечь специалиста эксперта, который поможет вам составить правильную картину компетентности кандидата.

2.  Коммуникабельность. Данное качество в последствии определит характер взаимоотношения с коллективом и пациентами. Часть сведений можно получить характеристики. Важное место здесь занимают психологические тесты. Личное мнение, конечно, тоже окажется на чаше весов, однако старайтесь быть максимально объективными, отбросьте предвзятость к больному носу или ушам, мятая одежда может быть и случайностью. Можно использовать маленькие провокации для определения умения владеть собой.

3.  Умение сомообновляться. Данный пункт является болезненным и для руководителей и для подчиненных, поскольку с головой окунувшись в проблемы повседневного характера, редко кому из участников практического звена здравоохранения удается сделать глоток свежей информации, а как известно тот, кто стоит на месте, движется назад. Посему выясните у кандидата на должность, как давно он проходил специализации, с какими профессиональными и периодическими издателями он ознакомился за последнее время.

4.  Характер личных целей и ценностей. Данное положение определяет во многом и профессионализм, (врач не может думать только о деньгах), и коммуникабельность (карьеристы не могут не подавлять свое окружение) и умение самообновляться (целеустремленность к новому в науке, не позволить погрязнуть в руине повседневности). На данном этапе и появляется один из главных талантов руководителя - умение разбираться в людях. На помощь можно призвать психологические тесты, которые, однако, не смогут компенсировать интуицию и наблюдательность.

По сути выше изложенное составляет перечисление "факторов ограничения" одного из многих сегментов этологического менеджмента "концепции ограничений". Общий подход данной концепции заключается в том, что надо строить свою карьеру в тех областях, где у специалиста, руководителя

Похожие материалы

Информация о работе