Современная сущность семейной медицины. Квалификационная модель врача общей практики (семейного врача), страница 9

Расширение превентивного поля общественного здравоохранения неизбежно требует дальнейшей университетизации медицинского образования как оптимальной парадигмы развития высшей медицинской школы. Учитывая этот факт, в Северном государственном медицинском университете (Архангельск) врачей для обслуживания детей в детских коллективах стали готовить из студентов медико-профилактического факультета, существенно расширив преподавание им клинических дисциплин.

Медицинская сестра и врач детского учреждения имеют дело только со здоровыми детьми, и вся их работа направлена на профилактику возможных заболеваний или нарушений здоровья у обслуживаемого контингента. В условиях разрушенной физиологической педиатрии функции дошкольно-школьного врача были «принудительно» переданы участковым педиатрам, которые, мягко сказать, очень неуютно чувствуют себя в ДОУ и школах, ибо попросту не знают, как «приспособить» себя к медицинскому обслуживанию здоровых детей. Они этому не обучены, они этого «не проходят», когда получают педиатрическое образование, поскольку им в вузе усиленно прививается клиническое, а не гигиеническое мышление. Их учат квалифицированной работе с больным ребёнком, но не со здоровым (за исключением педиатрии развития раннего возраста). Поэтому не мудрено, что максимум, в чём смогли себя найти участковые педиатры в ДОУ и школах, — это провести раз в год педиатрический осмотр детей для оценки группы здоровья и обязательно провести текущий осмотр детей на медицинский отвод от прививок (это — святое!).

Сегодня положение меняется - участковая педиатрическая служба себя постепенно изживает, «школьному врачу грозит отставка». Ю.А. Короткой считает, что и цеховая служба, и врачи детских дошкольных учреждений и школ являются дублирующими структурами, обусловливающими значительные ресурсные потери здравоохранения, а потому их целесообразно вообще исключить из планируемых объёмов амбулаторно-поликлинической помощи. Кто же будет обслуживать детей в организованных детских коллективах? Звучат предложения передать эти функции семейному врачу. По замыслу авторов, за каждой школой должен быть закреплен врач общей практики (семейный врач), подготовленный из числа педиатров, который должен работать и в СВА, обслуживая приписное население, и в школе - ежедневно или несколько дней в неделю в зависимости от состава школьного коллектива.

По нашему мнению, это неудачная копия схемы медицинского обслуживания организованных детей участковым педиатром. Но ВОП - это не участковый педиатр. Во-первых, он (во всяком случае, по замыслу!) работает не с приписным участком, а с приписными семьями (и даже отдельными гражданами), пожелавшими обслуживаться у него. Следовательно, часть детей обслуживаемой им школы или ДОУ не будет относиться к его сфере обслуживания. Во-вторых, совмещение работы в семейной врачебной амбулатории (СВА) и в детском учреждении неминуемо приведёт к акцентуации лечебного направления его деятельности, в то время как ведущим должно стать профилактическое.

Основная цель деятельности дошкольно-школьного врача заключается в создании «школы укрепления здоровья» совместными усилиями с педагогами (воспитателями) и родителями, и в этом плане она тесно переплетается с основным назначением семейного врача - заботой о здоровье здорового человека. Перевод дошкольно-школьной медицины на обслуживание по принципу общей врачебной семейной практики выгоден не только с медицинской и социальной, но и с экономической точки зрения. Поэтому мы за внедрение принципа семейной медицины в физиологическую педиатрию, но на других организационных началах. Необходимость же такой реорганизации назрела «ещё вчера», и если она не будет осуществлена в ближайшее время, то процесс деградации молодого поколения может принять необратимый характер.