Юмор в детской проективной продукции, страница 5

Они умели читать, писать и считать. Кроме того, они учили маленькие стихотворения. Но была у них одна очень ленивая обезьянка. Она не хотела учиться. Ей казалось все это очень сложным. Потому что мама за нее все делала. И однажды мама сказала той обезьянке: «Пора повзрослеть». «А зачем взрослеть?» — спросила обезьянка. — «Я и так взрослая». «Нет, моя дочка, ты еще маленькая, за тебя все делают все». «Неправда, мама, я как сейчас начну все делать сама...»

Обезьянке было настолько обидно, что она забыла про все. И она стала чуть ли не самой умной в классе. Она даже стишок сочинила про учебу».

Видно, что принятие группой достигается за счет возвышения группы: «они были самые умные обезьяны». А если все умные, то еще один умный — такой же, как все. Реально для этого мальчика принятие в реальной группе очень переменчиво. Среди девочек (наверное, отчасти, поэтому возник образ обезьянки, то есть особи женского пола) он пользуется авторитетом, в среде «мам», то есть у мамы и для учителей он является очень привлекательным ребенком. Некоторые трудности в принятии группой мальчиков сохраняются. Но в классе этого мальчика, вообще, очень выражена конкурентность и борьба за личное первенство. Поэтому можно сказать, что проблема И.П. не только личная, но и проблема развития группы.

В детской проективной продукции юмористическое видение касается основных потребностей: потребности в любви, в достижении, самореализации, в принятии группой, потребности в личностной целостности. Особенно часто и ярко звучит тема ненасыщенной аффилиативной потребности. Наверное, в тревожном мире для душевного равновесия детям нужно больше любви, чтобы чувствовать себя удовлетворенными. Тревожность разлита в современной духовной атмосфере России 90-х.

К. Хорни любовь называет одним из четырех способов защиты от базальной тревожности: «получение любви в любой форме, может служить в качестве могущественной защиты от тревожности». Отстранение может также позволить преодолеть тревогу и дать независимость в удовлетворении внутренних потребностей. «Одна из форм выражения такого отстранения (эмоционального обособления) является уход от серьезного отношения к чему бы то ни было, включая собственное «я»... Не следует путать непринятие всерьез своего «я» с тем, что собственному «я» не придают важного значения. В действительности эти отношения могут быть противоречащими друг другу... Такая установка чаще господствует в интеллектуальных кругах».

Конечно, общая картинка получается сложной и запутанной. И потянув за одну ниточку — юмор в проективной продукции — неожиданно наталкиваешься на группу явлений и проблем: компенсация фрустрированных потребностей, игровая фантазийная адаптация к реальности и др. Однако, юмор как трансцендентное явление дает возможность встать над фрустрированными потребностями, внутриличностными и групповыми проблемами. Юмористическое фантазирование выполняет функции психической санации. Юмор склеивает внутренние душевные трещины, сглаживает конфликты.

Выдвинутая нами гипотеза о гармонизирующем влиянии юмора на душевный мир ребенка согласуется также с материалами, представленными на видеокассете доктором психологии из США М. Алворд. Алворд указывает на юмор как средство, позволяющее быть счастливыми и душевно здоровыми детям, живущим в психологически неблагоприятных условиях.

Хотелось бы отметить, что обобщения, сделанные на проективном материале, всегда имеют оттенок исключительности. Но, на наш взгляд, уникальность конкретных случаев не отрицает возможности обобщения, закономерности явлений и применимости выводов общего характера к другим уникальным личностям.



[1] Интересно, что и в случае аутизма у детей (РДА) такие специалисты, как О.С. Никольская, не стремятся подавлять аутистическую фантазию и «тянуть» ребенка в реальность. По се методике аутистическая фантазия включается культурный контекст. Детям-аутистам в игре предлагается осмысленное, реалистическое истолкование элементов фантазии, например, разбросанные кубики можно культурно оформить в виде фейерверка. Не против фантазии, а вместе с ней, от аутизма к реальности, насколько это возможно (в наших случаях это вполне возможно, т.к. эмоциональные проблемы легкие, а в случаях тяжелых неврозов очень может быть не до юмора, в прямом и переносном смысле).