Юмор в детской проективной продукции, страница 4

В проективных ассоциациях (на тему КАТа) предельно ясно видно, как ребенком на идеальном уровне, через фантазию и игру (словесную), с большим чувством юмора (по отношению к мишке, то есть к себе) символически удовлетворяются ненасыщенные (может быть и ненасыщаемые) полностью потребности. Игра происходит в фантазии, главное действующее лицо — мишка, а не ребенок, но эмоции ощущаются ребенком, принадлежат внутреннему миру ребенка. Маска — идентификация мишки — надевается на время игры, юмористически обыгрывается и снимается. Вполне безопасная ситуация, но и она приносит удовлетворение. И, на наш взгляд, юмористический колорит чувств делает удовольствие еще большим, чем, если это было бы серьезной игрой.

Здесь проявляется также одно очень важное качество юмора — возможность увидеть все с высоты, с мета-точки. Психотерапевт Э. Минделл о юморе пишет: «Детский взгляд на мир и отношение ко всему с юмором тесно связаны с другим мета-навыком — отстраненностью. Отстраненность — это особее чувство, при помощи которого мы выходим из сложившейся ситуации, отступая назад и открывая «мета»-точку зрения...» И далее:  «... отстраненность приближает нас к тем аспектам «я», о которых мы обычно забываем» (Читаем как «не осознаем»).

Конечно, отнюдь не все дети в юморе и фантазировании возвышаются до мета-познания. Но юмор в отношении себя в сочетании с очень высоким интеллектуальным уровнем иногда приближают к мета-позиции в познании себя и мира. Э. Минделл рассматривает склонность к игре, чувство юмора и отстраненность как желаемые для хорошего психотерапевта мета-навыки. Дети, неосознанно проявляя эти качества, могут выполнять ауто-санирование собственного душевного мира. На наш взгляд, (в случаях легких экзистенциальных и культуральных неврозов) у детей тяга к гармоничному эмоциональному состоянию реализуется в игре, фантазии и юморе. Импровизируя и смеясь, дети достигают спонтанно некоторого, пусть временного, эмоционального благополучия.

Дети, в отличие от взрослых, живут настоящим временем. Прошлое — невелико, а будущее — неопределенно. Детская фантазия поэтому, как правило, касается настоящего. Фантазия украшает реальность в детских мирах, она облегчает принятие реальности, адаптацию в реальности. Фантазия как бы выполняет функции очень мягкой игровой адаптации.

Мы размышляем над проблемой, которую исследует Ф. Перлз в «Гештальт-семинарах»: о границах между невротической фантазией, бегством в мир майи, иллюзий — и фантазией творческой, игровой, здоровой. Детская фантазия не отдаляет ребенка от мира (в наших случаях), не мешает контактам с реальностью. Она работает на развитие, на адаптацию[1].

Детская фантазия выполняет функции опоры для развития, а не тупика и не всегда средства защиты. Детские фантазии заполняют «белые пятна» опыта, украшают реальный образ мира. Это очевидно вследствие временного характера детских фантазий. Как из одежды и обуви вырастают, так дети вырастают из своих фантазий (в норме).

Рассмотрим конкретный пример: И.П., мальчик из благополучной семьи, одаренный и очень своеобразный. В 7 лет тема отличия от других только намечается (5 карта КАТ): «Жил-был медвежонок. Его звали Умка. Родился он в теплых странах. Но был белым. Родители на это внимание не обращали. Но он мечтал стать коричневым, как его папа и мама.

Вот однажды была сильная жара. И у него возникла идея: он обмазался песком и стал ждать, пока солнце не напечет песок, и он к нему не прилипнет.

Ждал-ждал, а песок не прилипает. Скинул он с себя песок и стал греться на солнце. Вдруг он увидел у себя на животе коричневое пятнышко, которого раньше не было, он подумал, что он вскоре весь станет коричневым. Так и произошло. Потом он вернулся домой к папе и маме и рассказал им все».

Первое несоответствие в рассказе: в теплых странах, где все медведи коричневые, родился белый медведь. Медведей в теплых странах маловато и белых тем более. Это второе несоответствие. Оно и игровое, и фантастическое, и мягко юмористическое. Медвежонок очень хотел стать как все, пробовал испачкаться в песке, но желаемое потемнение произошло само по себе.

Для мальчика И.П. проблема слияния с группой актуальна, он жаждет быть как все, чтобы чувствовать включенность, хотя папа и мама любят его и таким. Его отличия — белый цвет и то, что он Умка.

Повторное проведение КАТ через 8 месяцев (2 карта КАТ, мальчику уже 8 лет): «Жили-были обезьяны. Они ходили в школу. И поэтому они были самые умные обезьяны.