Физиолого-гигиенические основы политехнического и производственного обучения детей и подростков, страница 3

В гигиенической организации труда школьников немалое значение имеет инструментарий, так как степень утомления от работы также зависит от соответствия его морфофункциональным возможностям учащихся. Имеются данные, что инструментарием для взрослых подростки могут пользоваться не ранее 15-летнего возраста. При пользовании инструментами для взрослых у учащихся в 2-3 раза снижается выносливость, на 9-10% уменьшается точность движений, снижается работоспособность и нарушается правильная рабочая поза. На основании физиолого-гигиенических исследований разработаны размеры основных инструментов для работы учащихся в столярных и слесарных мастерских. Имеет значение и материал, подвергающийся обработке, его сопротивление также должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Например, при рубке металла листовая сталь должна быть не толще 2 мм. В процессе работы в мастерских учащиеся должны соблюдать правильную рабочую позу, обеспечивающую свободу движений, устойчивость, нормальное расстояние от обрабатываемой детали до глаз, правильное положение позвоночника, а также по возможности наименьшее напряжение мышц для сохранения позы.

Правильная поза может быть соблюдена только при соответствии высоты верстаков росту учащихся.

Трудовое обучение учащихся старших классов общеобразовательной школы проводится в школьных и межшкольных мастерских и учебно-производственных комбинатов. Основными задачами межшкольных учебно-производственных комбинатов (учебные центры) являются ознакомление учащихся с трудовым процессом и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии и обучение первоначальным навыкам труда по выбранной профессии. В учебных центрах по политехническому обучению занимаются учащиеся нескольких школ района, а иногда и двух районов. Эти центры включают в себя различные цехи: электромонтажный, радиомонтажный, слесарный, швейный и др. В этих центрах создаются благоприятные условия внешней среды и режима труда.

У юношей и девушек отмечаются более выраженные функциональные сдвиги после физической работы, менее экономный расход энергии, вызываемые продолжительным сохранением в нервных центрах следов рабочего возбуждения, по сравнению со взрослыми. Неустойчивость нервных процессов определяет и повышенную эмоциональную возбудимость подростков. Утомляемость организма, выносливость неодинаковы в разные возрастные периоды. Выносливость 14-летних подростков составляет 70,7 % от таковой у взрослых, а 16-летних – 80,4%. Показатель утомляемости у 14-летних в 2,5 раза выше, чем у взрослых, а у 16-летних – в 2 раза. Скорость восстановления мышечной силы, как у 14-летних, так и у 16-летних подростков почти одинакова и меньше, чем у взрослых. Отсюда большое значение приобретает постепенность увеличения физической нагрузки. Производственное обучение проводится в учебно-производственных комбинатах (УПК) для учащихся 8-9-х классов в течение 4 часов в день, а для учащихся 10-11-х классов – в течение 8 часов в строго определенные дни.

Замечено, что при 4-5-часовой непрерывной работе, начиная с третьего часа, частота и продолжительность пауз возрастают.

Занятия включают теоретическую подготовку и практическую работу школьников. Продолжительность практической работы не должна превышать 70-75% времени занятия трудом. Целесообразно, чтобы занятия теорией предшествовали практической работе школьников, а тема теоретических занятий была связана с последующей практической работой. В дни трудовой подготовки учащихся 8-9-х классов в УПК занятия включают 1 час теоретической подготовки и 3 часа практической работы школьников. В дни трудовой подготовки учащихся 10-11-х классов в УПК или в учебных цехах базовых предприятий занятия включают 2 часа теоретической подготовки и 4 часа практической работы (допускается практическая работа в течение 5 часов), оптимальная плотность рабочего времени составляет 60-88%.