Физиолого-гигиенические основы политехнического и производственного обучения детей и подростков, страница 2

Практическая работа учащихся занимает основное место на уроках труда, однако длительность ее не должна превышать 60-65% времени занятий. Учитывая, что возможность длительно выполнять трудовую деятельность с относительно высокой рабочей активностью у учащихся среднего школьного возраста ограничена, необходимо в процессе самостоятельной работы школьников проводить организованные трехминутные перерывы (физкультминутки). Выполнение столярных, слесарных работ, занятий швейным делом вызывают у 10-13-летних учащихся напряжение сердечно-сосудистой, мышечной и центральной нервной систем организма, поэтому непрерывное выполнение основных трудовых операций не должно превышать 10 минут, для учащихся 5-х классов, 13 минут – для 6-х классов, 16 минут – для 7 классов. Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы на занятиях техническим трудом не должна превышать 80%, а на занятиях швейным делом 50-70%. Необходимо предусматривать чередование 3-4 основных операций в процессе работы каждого ученика.

Общественно полезный производительный труд школьников во внеурочное время должен организовываться в дни недели, в учебном которых нет занятий трудом. Занятия общественно полезным трудом должны начинаться не ранее, чем через час после окончания уроков. Это время необходимо для обеда и отдыха учащихся. Продолжительность его 1 час в неделю для учащихся 2-4х классов и 2 часа в неделю для учащихся 5-11-х классов.

В гигиенической организации трудового обучения важным является место уроков труда в расписании дня и недели.

Уроки труда способствуют повышению работоспособности на последующих уроках, если они проводятся до наступления выраженного утомления, то есть на третьем, четвертом часу занятий первой смены. Положительный эффект уроков труда незначителен, если они проводятся в конце учебного дня.

Функциональное состояние и работоспособность мальчиков и девочек при трудовой нагрузке различны. Половые различия сказываются не только на функциях отдельных систем, но и на организме в целом. Мальчики обладают большей работоспособностью, чем девочки того же возраста. Это объясняется тем, что наряду с морфофункциональными различиями появляется разница в физической подготовленности и тренированности организма мальчиков и девочек. Наблюдения педагогов говорят о том, что мальчики лучше и быстрее усваивают трудовые навыки, особенно на начальном этапе трудового обучения. Эти различия особенно четко проявляются в пубертатный период.

У девочек 13-14 лет при обучении слесарным операциям быстрее, чем у мальчиков, возникают неблагоприятные сдвиги и жалобы на усталость. Девочки работают неритмично и с трудом усваивают слесарные операции. У большинства мальчиков ритм работы при опиливании составляет 60-80 движений в минуту, у 76% девочек – свыше 80 движений. Высокий темп работы у девочек следует рассматривать как компенсаторный прием при недостаточных трудовых навыках и меньших функциональных возможностях организма. При выполнении одних и тех же трудовых операций физиологические реакции девочек отличаются большей напряженностью и меньшей экономичностью, чем у мальчиков. Особенно отчетливо это проявляется при выполнении таких операций, как опиливание, резание металла ножницами, рубка (Н.М. Попова).

При выполнении одних и тех же сельскохозяйственных работ девочки также затрачивают энергии больше, чем мальчики. Расход энергии при этом составляет у мальчиков – 3,5 ккал/мин., а у девочек – 4,3 ккал/мин.

Таким образом, различия от пола необходимо учитывать как при организации уроков труда, так и при привлечении учащихся к общественно полезному труду.

Функциональные возможности здоровых школьников и детей с отклонениями в состоянии здоровья различны. У детей с хроническими заболеваниями раньше, чем у здоровых, наступает истощение нервных процессов, они быстрее утомляются. Если у здоровых школьников при работе в мастерских почти все самопроизвольные перерывы были продолжительностью от 1 до 3 мин., то у детей, перенесших ревматизм, около половины перерывов продолжалось свыше 10 минут и сопровождалось значительными изменениями физиологических функций. В первые дни после перенесенных острых респираторных заболеваний функциональные возможности у этих детей ограничены. Это выражается в высокой степени напряжения физиологических показателей, дискоординации движений, появление вегетативных расстройств и жалоб на усталость. Рекомендуются следующие сроки допуска детей к занятиям по труду: после гриппа – на 7-8 день, после ангины – на 9-10 день, а после обострения хронического тонзиллита – на 15 день после прихода в школу.