Общие принципы построения комплексов для полунатурного моделирования сложных радиоэлектронных систем в условиях действия естественных, взаимных и организованных помех, страница 2

В качестве измерительных систем при автономном управлении используют гироскопические, инерциальные, астронавигационные, допплеровские, радиотехнические и прочие системы. Системы автономного управления находят широкое применение на самолетах и почти всех классах ракет для стабилизации параметров движения и управления этими параметрами по заранее заданной перед пуском программе. Автономное управление используется при наведении на неподвижные цели или цели, движущиеся по программируемой траектории. Большим достоинством автономного управления является его хорошая помехоустойчивость и возможность управляемого полета на большие дальности. При этом для повышения точности автономных систем управления используют комбинацию нескольких разнотипных систем.

При телеуправлении команды управления подаются с командного пункта, расположенного вне ЛА. Системы телеуправления могут быть двух видов: телеуправление, предусматривающее контроль цели аппаратурой командного пункта и, с контролем цели аппаратурой, расположенной на ЛА.

Системы управления первого вида в зависимости от способа образования и места формирования команд управления подразделяются на командные (с командной радиолинией) и системы лучевого наведения.

В системе командного наведения управление ЛА осуществляется с помощью командной радиолинии. Радиолокационные станции (РЛС) цели и летательного аппарата измеряют координаты цели и ЛА. Информация от РЛС поступает в вычислитель, где в соответствии с принятым методом наведения формируется сигнал рассогласования, который по командной радиолинии передается на борт ЛА и преобразуется аппаратурой бортового контура управления в соответствующие команды на органы управления ЛА.

В системе лучевого  наведения РЛС, измеряющая координаты ЛА, одновременно создает равносигнальную зону (луч), на оси которой должен удерживаться ЛА. Движением луча в соответствии с принятым методом наведения управляют по командам вычислителя. Отклонение ЛА от оси равносигнальной зоны измеряется бортовым приемником и преобразуется автопилотом в команды на рули.

Примером телеуправления второго вида с контролем цели посредством бортовой аппаратуры может служить управление при помощи телевизионной головки. В такой системе на борту ЛА устанавливают телевизионный передатчик и изображение цели по каналу передачи данных передается на экран телевизионного приемника, установленного на командном пункте. Оператор при помощи ручек управления вырабатывает команды управления направленные на совмещение центра изображения цели с центром экрана. Эти команды передаются на ЛА.

Самонаведение ЛА на цель осуществляется по сигналам, идущим от цели. В зависимости от вида энергии сигналов от цели самонаведение может быть радиотехническим, тепловым, световым, акустическим. В зависимости от места расположения первичного источника энергии самонаведение может быть активным, полуактивным и пассивным. При активном самонаведении цель облучается источником энергии, расположенным на ЛА и для наведения на цель используется отраженная от цели энергия. При полуактивном самонаведении облучение цели производится источником энергии, расположенным вне ЛА. При пассивном самонаведении энергия, необходимая для наведения, создается источником, расположенным на самой цели.

Для получения информации о параметрах движения цели относительно ЛА используют головки самонаведения (ГСН) различных типов. Самонаведение ЛА на цель может осуществляться: методом погони, погони с упреждением, методами пропорционального и параллельного сближения.

Комбинированное управление применяют для более полного использования преимуществ различных способов управления и компенсации их недостатков. Комбинирование может быть параллельным (когда одновременно действуют несколько видов управления) и последовательным (когда происходит последовательный переход с одного метода управления на другой).