Игры и упражнения при обучении детей 5-7 лет составлению рассказов по пейзажам

Страницы работы

Содержание работы

                         Бельская Н.С.

Игры и упражнения при обучении детей 5-7 лет

                            составлению рассказов по пейзажам         

                                                                 «Подлинную красоту воспринимает только чистая,

                                                           прекрасная душа. Душа ребенка…»

                                                                                                     Э. Межелайтис.

Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет:  красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку….  Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.

Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.

В нашем детском саду работа по ознакомлению детей с пейзажной живописью долгое время велась по традиционной системе. Мы сделали вывод, что данные методы и приемы не дают возможность ребенку полностью погрузиться в картину, эмоционально прочувствовать ее и в дальнейшем составить по ней полноценный творческий рассказ.

В рамках эксперимента мы решили использовать в работе по данному направлению, хорошо зарекомендовавшее себя  пособие «Имена признаков», расширив его понятиями «настроение» и «история». Разработанные нами игры и упражнения на основе пособия «Имена признаков» позволили за небольшой срок добиться следующих результатов:

1. Длительное и детальное всматривание ребенка в картину:

- определение цветовой гаммы,

- выделение объектов на картине, сравнение их на различных картинах, установление связей между объектами и картинами между собой,

- определение временного промежутка на картине.

2. Проявление эмоционального отношения ребенка к произведению искусства, определение  настроения картины.

3. Развитие творческого воображения: придумывание историй по картине  с перемещением в нее знакомых сказочных героев, рефлексия.

4. Составление небольших речевых зарисовок.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному направлению, побуждать детей к составлению полноценных рассказов по пейзажам, используя разработанный совместно с детьми алгоритм составления рассказа по пейзажу.    

Этапы работы с детьми по обучению составления рассказа по пейзажу.

1 шаг.     Предложить вниманию детей большое количество пейзажей, около 10.

Картины должны быть разные по признакам: размера, цветовой гаммы, содержания.

Расположить их надо на уровне глаз детей и рассматривать картины с  расстояния.   

Познакомить детей с понятием  «вернисаж», «фотовыставка» 

Предварительная работа: рассмотреть с детьми каждую картину отдельно, дать   название, обсудить детали, цветовую гамму, свое отношение к картине.

2 шаг.      Доказать, что на выставке только пейзажи, использовать выражения:

- во-первых…

- во-вторых…

- в-третьих…

Подвести итог – «Это картины по жанру – пейзажи».  

3 шаг.      Используя пособие по именам признакам рассмотреть с детьми такие признаки,  как:

ЦВЕТ.   Рассмотреть выбранную картину издалека, назвать основной, преобладающий цвет. Вывод: в пейзаже всегда присутствует цвет.

Можно использовать такие игры как:

«Я вижу пять цветов на картине»,  «Солнечный свет», «Пастельные тона»,

«Краски», «Аукцион» и т.д.

ВРЕМЯ.  Предложить определить время на картине (время года, части суток)

Вывод: в пейзаже всегда присутствует время.

Игры: «Что сначала, что потом», «Измени часть суток», « Времена года»,

«Лента времени» и т.д.

ЧАСТИ.   Для выделения объектов на картине необходимо подойти ближе,

Предложить  посчитать объекты, не называя их, указать только количество.

Вывод: в пейзаже всегда присутствуют различные объекты.

Игры: «Найди сходства и различия», «Найди самый большой и самый маленький объект»,  «Да-нетка», «Раз, два, три к объекту беги»   т.д.

4 шаг.       Предложить детям определить настроение картины. Использовать  модели настроения (радостное, лучистое, тревожное, задумчивое, грустное).

Вывод в пейзаже всегда присутствует настроение.

5 шаг.        В каждом пейзаже зашифрована какая-то история.

Предложить рассказать небольшую историю о том, что могло бы произойти в этой картине.

- Я смотрю на картину и представляю,  что…

Игры: «Художественный салон», «Библиотека сказок», «Художникиллюстратор», «Сказка заблудилась» и т.д.

6 шаг.       Рефлексия. Осознание детьми: что делали, как и зачем.

Похожие материалы

Информация о работе